Найти в Дзене

Возвращение в Китай крупнейшего поставщика ячменя не отменяет стратегии диверсификации импорта

   Возвращение в Китай крупнейшего поставщика ячменя не отменяет стратегии диверсификации импорта
Возвращение в Китай крупнейшего поставщика ячменя не отменяет стратегии диверсификации импорта

Помимо усиления новых торговых отношений с другими странами по ячменю, Китай может взять курс на восстановление отечественной ячменной отрасли.

Австралийская ячменная промышленность с радостью встретила новость о том, что Китай с 5 августе отменяет антидемпинговые и компенсационные пошлины на австралийский ячмень в размере 80,5%, которая была введена в 2020 году.

Поскольку Китай в течение последних десятилетий не придавал значения посеву ячменя, внутренние потребности закрывались импортом. Согласно статистике ФАО, Китай начал импортировать ячмень в 1960-х годах, а к 2020 году стал крупнейшим импортером этого зерна в мире с импортозависимостью в 89,98%, в основном, от австралийского ячменя.

В 2015 году Китай ввел политику «нулевого тарифа» на импорт ячменя из Австралии, и огромное большое австралийского ячменя хлынуло на китайский рынок. В 2017 году ячмень, импортированный из Австралии, занимал 73,11% от общего объема импорта ячменя в Китай.

При этом, если экспортная цена товара, вывозимого из одной страны в другую, ниже сопоставимой цены того же товара для потребления в стране-экспортере в ходе обычной торговли, то есть товар поступает в торговлю другой страны по цене ниже нормального значения, он считается демпинговым. И со временем разрыв между внутренней рыночной ценой и ценой австралийского ячменя становится все больше и больше. В 2017 году цена ячменя на внутреннем рынке примерно в 1,2 раза превышала цену импорта австралийского ячменя, что оказало серьезное негативное влияние на основных производителей этой культуры в Китае.

Поэтому для обеспечения продовольственной безопасности Министерство торговли КНР приняло решение возбудить расследование в отношении импортного ячменя из Австралии в 2018 году.

Расследование показало, что в период 2014–2018 гг. импорт австралийского ячменя нанес материальный ущерб отечественной ячменной промышленности Китая, а демпинг и субсидирование импорта австралийского ячменя были прямыми причинами материального ущерба китайской ячменной промышленности. Таким образом, Министерство торговли Китая приняло окончательное решение о введении антидемпинговой пошлины в размере 73,60% и компенсационной пошлины в размере 6,9% на ввоз ячменя из Австралии с 19 мая 2020 г. с общей пошлиной в размере 80,50% сроком на пять лет.

5 августа стало известно, что указанная пошлина отменяется на фоне политического потепления между двумя странами. Австралийские производители культуры были очень рады такому повороту событий, так как с мая 2020 года пошлины Китая на австралийский ячмень фактически заблокировали экспорт на этот рынок на сумму около 916 миллионов долларов в 2018–2019 годах, пишет австралийский портал Grain Central. Австралия отправляет за границу порядка 70% своего ячменя.

Однако, ранее на фоне торговых споров с Австралией Китай начал рассматривать реализацию стратегии диверсификации импорта и увеличение урожайности собственного ячменя.

Здесь исследователи Цзинъи Лю, Сянде Ли и Джунмао Сан (Институт развития продовольствия и питания, Министерство сельского хозяйства и сельских дел КНР; Институт экономики и развития сельского хозяйства Китайской академии сельскохозяйственных наук) напоминают в своей статье, опубликованной на портале MDPI, что в 1961 году производство ячменя в Китае составляло 3,71 миллиона тонн. С таким производством Китай входил в мировые лидеры по этой культуре. Более того, благодаря значительному увеличению посевных площадей ячменя в Китае внутреннее производство ячменя достигло исторического пика в 5,94 млн тонн в 1962 году.

С тех пор, в связи с непрерывным сокращением внутренних посевных площадей ячменя, производство китайского ячменя снижалось. По состоянию на 2020 год производство ячменя в Китае упало до 0,9 млн тонн. За тот же период производство ячменя у крупнейших мировых производителей России, Германии, Франции и Австралии составило соответственно 20,939 млн т, 10,7692 млн т, 10,2735 млн т и 10,1272 млн т.

Основная причина в том, что Китай считает продовольственную безопасность своей главной стратегической целью и использует ограниченные внутренние ресурсы для производства пшеницы, риса и других основных продовольственных зерновых культур. Ячмень является четвертой по величине культурой в Китае после пшеницы, кукурузы и риса, однако, за последние 20 лет из-за отсутствия сравнительных преимуществ и поддерживающей политики национальный ячменный сектор пришел в упадок. Урожай ячменя в Китае в 2021 году составил 2,071 млн тонн, а в 2022 году сократился до 2,068 млн тонн.

Но если урожайность с единицы площади достигнет, например, немецкого уровня урожайности ячменя, которая составила 6762,70 ц/га в 2021 г., урожайность ячменя в Китае может быть увеличена на 68,64% при текущих условиях посева.

В отношении импорта Китай может справиться с торговыми рисками, реализуя стратегию диверсификации импорта, расширения торговых каналов и даже создание зарубежных производственных баз для стабилизации источников импорта.

«Во-первых, с точки зрения национального производства ячменя, среднее производство России, Германии и Украины было в тройке лидеров с 2019 по 2021 год. В частности, как крупнейший в мире производитель ячменя, Россия собрала в 2020 году 20,939 млн тонн. В других крупных странах-производителях ячменя, таких как Великобритания, США и Дания, хотя урожаи ячменя велики, они в основном используются для внутреннего потребления, а объем экспорта относительно невелик. Тремя странами с наибольшим средним объемом экспорта с 2019 по 2021 год являются Россия, Украина и Аргентина. С точки зрения экспорта в Китай Россия, Украина, Аргентина, Дания и Казахстан установили торговые отношения с Китаем по ячменю.

Долгосрочный потенциал импорта ячменя в Китай в основном связан с потенциалом производства ячменя в странах. Основываясь на базе данных ФАО, Россия, Украина, Аргентина и Казахстан – вот четыре страны, имеющие торговые отношения с Китаем по ячменю и с перспективной увеличения производства. При этом наибольший потенциал производства ячменя отмечается для России и Аргентины – 33,83 млн тонн и 37,48 млн тонн, соответственно.

В последние годы Китай в определенной степени способствовал диверсификации источников торговли, укрепляя торговое сотрудничество с Россией, Казахстаном, Украиной и другими странами. Многие китайские исследователи рынка считают, что сельскохозяйственный производственный потенциал стран вдоль «Один пояс, один путь» и других маршрутов имеет большие возможности для улучшения», - отмечают в своей статье Цзинъи Лю, Сянде Ли и Джунмао Сан.

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.