20 июля немцы отмечают день памяти бойцов Сопротивления и борцов с национал-социалистическим режимом: именно в этот день часть генералитета и офицеров привела в действие план «Валькирия», попыталась уничтожить Гитлера и совершить переворот.
Власть его над умами немцев была велика, но не абсолютна. Многие ненавидели нацистов и тайно помогали бороться с ними: прежде всего это были коммунисты и социал-демократы в подполье, студенты и католики, либералы и консерваторы.
Немало недовольных было и в вермахте, и даже в СС: одни были недовольны тем, что цели Гитлера казались им недостижимы, вторые видели уроки, преподанные под Сталинградом, Курском, на Днепре и в Белоруссии. Третьи — их было меньшинство — отказались от идей нацизма, видя зверства на территориях под оккупацией.
Группировки были разрозненными и идеологически зачастую недалеко ушли от нацистов, поэтому действия их отличались отсутствием координации и разнообразием, доходящим до смешного.
- Была точка зрения, что сначала надо выиграть войну, а потом уже убить Гитлера.
- Другие, такие как кружок Крейсау (здесь всем заправляли молодой граф Хельмут Джеймс фон Мольтке и Йорк фон Вартенбург), были противниками любых насильственных акций. Среди участников кружка были дипломатические работники и священнослужители, широкий круг бывших политиков — от консерваторов из бывшей Партии Центра до социалистов и либералов, некоторые прусские юнкера. Они занимались разработкой конституции и формированием будущего переходного кабинета, но их судьба была прозаичной и жестокой: ещё до конца войны все были казнены через повешение или гильотинирование.
- Кружок Гёрделера-Бека считал, что Гитлера нужно уничтожить физически, захватить власть и провести переговоры с западными Союзниками ради установления прочного мира. В отличие от первой группы, мириться с СССР здесь не собирались.
«Вспышка»
Весной 1943 года группа Гёрделера начала действовать: они подготовили план физического устранения фюрера, получивший название «Вспышка». Вкратце идея была такова: в самолёт Гитлера нужно было поместить бомбу с часовым механизмом, которая придаст убийству сходство со случайной аварией, ведь тогда поддержка нацистов была ещё достаточно высокой.
Опытным путём выяснили, что взрыватели лучше использовать не немецкие, а английские. Бомбу замаскировали под бутылки спиртного и загрузили в самолёт Гитлера, предварительно активировав взрыватели. К сожалению, хвалёные английские бомбы подвели, взрывчатка не сработала, и заговорщикам пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы забрать пакет с бомбами, заменив его на настоящий коньяк.
После этого часть военно-политического руководства рейха продолжила попытки устранения фюрера. Несколько раз ему удавалось избежать покушения за счёт резкой смены планов.
Например, он мог приехать на выставку не в 15:00, а часом ранее или не приехать вовсе: такая тактика много раз помогала ему в борьбе с политическими оппонентами в 20-х, выручала она и сейчас. С осени 1943 по весну 1944 было организовано 7 покушений, каждое из которых оказалось неудачным.
Трудность заключалась в том, что с гарантией рассчитывать на встречу с Гитлером могли лишь участники его военных совещаний в Ставке, «Вольфшанце», в лесах Восточной Пруссии, где тогда билось сердце военного голема нацистов.
«Валькирия»
Лидером заговора стал Клаус фон Штауффенберг: полковник, отец четырёх детей, блестящий офицер с отличной родословной, эрудит и талантливый организатор, ветеран войны в Польше и Франции. За всем этим скрывался, впрочем, диссидент: уже в начале русской кампании он был убеждён, что ради спасения Германии диктатуру Гитлера необходимо уничтожить, а потому, сведя знакомство с фон Тресковым, он согласился поддержать заговорщиков.
В феврале 1943 года его автомобиль очутился на минном поле, и Штауффенберг лишился глаза, руки и двух пальцев на второй. Предприняв невероятные усилия, он научился писать тремя пальцами левой и заявлял, что хочет вернуться на службу. В штабе уважили славного офицера, назначив его на штабную должность в Командовании сухопутных войск.
Приехав в Берлин, он стал собирать вокруг себя заговорщиков. Среди них были начальники служб связи и артиллерии вермахта, генерал-квартирмейстер, начальник комендатуры берлина фон Хазе и многие другие политики и офицеры. Заговор поддерживал даже начальник абвера, прославленный шпион адмирал Канарис!
На дворе был уже 1944 год. Советские армии топтали Польшу и Румынию, готовились наступать в Пруссии и Венгрии, в то время как на Западе произошла высадка в Нормандии и Италии. Положение стало критическим, и заговорщики перешли к активным действиям.
День X
В назначенный день Штауффенберг приехал в ставку и в туалете активировал одну из двух имевшихся у него бомб, после чего пошёл на совещание. К сожалению для заговорщиков, в этот день Гитлер решил проводить свою планёрку не в бункере, а на свежем воздухе, в небольшой беседке, что серьёзно снижало разрушительную силу взрыва.
Штауффенберг поставил портфель под ноги фюреру и вышел. Всё было бы просто чудесно, если бы не длинные ноги одного из участников доклада: портфель ему помешал, и он его переставил.
Когда прогремел взрыв, Гитлера от взрывной волны отделял тяжёлый стол, и он отделался лёгким испугом и слабой контузией.
Увидев взрыв, Штауффенберг улетел в Берлин и сообщил другим заговорщикам, что Гитлер мёртв. В этом случае начинала действовать операция «Валькирия» — план на случай восстания остарбайтеров, подписанный самим Гитлером. Документ содержал ряд секретных приложений, в соответствии с которыми армия должна была оккупировать Берлин, Вену, Мюнхен, Кёльн, Гамбург и другие города, чтобы содействовать успешному государственному перевороту.
К сожалению, Фридрих Фромм, ответственный за приведение плана в действие, решил проверить, действительно ли Гитлер мертв, и связался с Вольфшанце. Там выяснилось, что Гитлер жив, и Фромм самоустранился, подчеркнув: он готов помочь лишь при условии, что глава государства погиб.
В это время заговорщики собирались в штабе сухопутных войск, пытаясь убедить и себя, и товарищей в том, что это действительно так. Во главе армии поставили генерал-полковника Бека и фельдмаршала Вицлебена. В Австрии и Богемии, а также Франции всё пошло как по маслу: арестовывали офицеров СС и контрразведки, смещали колеблющихся офицеров и генералов.
Короткое время ситуация находилась в страшном равновесии. Заговорщики полагали, что даже если Гитлер жив, удалённость «Волчьего логова» сыграет против него, и они успеют взять власть до того, как ему удастся восстановить контроль над аппаратом насилия Третьего рейха.
На Восточном фронте слухи о покушении и попытке переворота вызвали повальное дезертирство. СССР не препятствовал, напротив — активно вербовал перебежчиков на службу в Комитет «Свободная Германия», где уже работали Паулюс и некоторые другие пленные генералы.
Участников провалившегося заговора ждала страшная судьба. Никто из них не готовился к провалу и потому почти никто не скрылся. Вместо положенного офицерам расстрела для казни использовали крюки для скота или рояльные струны, и муки жертв снимали на кинокамеру, чтобы потом порадовать Гитлера.
Немногим счастливчикам «повезло» погибнуть при задержании или свести счёты с жизнью, а фельдмаршалу Эрвину Роммелю, ввиду популярности, «разрешили» принять яд, а потом похоронили с почестями. Всего после 20 июля было казнено почти 200 человек — как уличённых в связях с заговорщиками, так и невиновных.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅Вы знали, что американцы красят свои газоны зеленой краской? Рассказываем, зачем
✅ Если собрались в путешествие по США на машине: что нужно знать о местных заправках
✅Сможет ли Европа полностью остановить поставки российского СПГ?
✅ Почему в США так популярны чековые книжки, а в России — нет
✅ История двух американских инженеров, ставших самыми успешными шпионами в истории СССР