Сергей Т. вспомнил детские годы: "Детство у детей военных особенное. Из-за постоянных переездов практически отсутствует понятие "малая" Родина. Меня всегда ставит в тупик вопрос "Ты откуда".
Приходится отвечать, что я родился в таком-то населенном пункте, но там я не жил, потому что отца постоянно переводили по службе. Поэтому без преувеличения можно сказать, что моя родина СССР.
Вторая особенность гарнизонного детства — это АРМИЯ. И я считаю, что мне особенно повезло. Первое место службы моего отца в ГСВГ город Вурцен и ДОС в котором мы жили в 1967-1970 годах находился на территории гарнизона.
И если раньше, во время службы отца в Тульском высшем артиллерийском командном училище, отец иногда брал с собой в училище, но это были отдельные эпизоды, то здесь достаточно было выйти со двора, и я оказывался в АРМИИ.
Гарнизон для меня и моих друзей был площадкой для наших детских игр, лазали по полосе препятствий, ходили на стрельбище собирать стрелянные гильзы и выкапывать из насыпи пули, из которых делали самодельные шариковые ручки.
Настало первое лето, и мои друзья достали из подвалов велосипеды, а у меня велосипеда не было, и отец решил эту проблему. В один из выходных дней мы пошли с ним на городскую свалку, которая находилось прямо за нашим гарнизоном, и принесли оттуда раму, руль, колеса и собрали велосипед….
В 1967 году я пошел в школу № 900. Школа располагалась в городе, в красивом особняке начала 20 века бывшего хозяина кондитерской фабрики. Школа располагалась на первом этаже особняка и состояла из трех комнат, учительской и двух классных комнат, в одной комнате занимались одновременно 1 и 4 класс, во второй 2 и 3 классы.
Школа находилась в городе примерно 1,5 км от гарнизона, и наши мамы по очереди сопровождали нас до школы и обратно. Путь в школу лежал через городской парк. В Вурцене, как и во многих маленьких городах ГДР в парках не было стационарных развлекательных заведений…
Но, пару раз в год проводились передвижные ярмарки, где можно было поиграть на аттракционах, покататься на каруселях, пострелять из воздушек по мишеням-макаронинам в тире. Немецкие винтовки не переламывались как у нас, а взводились при помощи рукоятки и стреляли металлическими шариками…
ДОС, в котором мы проживали, был единственным ДОСом на территории части, в нем проживали семьи офицеров и сверхсрочников отдельного ракетного дивизиона, все остальные семьи проживали за пределами гарнизона в городе.
Дом был переделан из казармы, каждая квартира имела комнаты и кухню, но туалет был общий с кабинками на две семьи. На кухне был газ, но комнаты отапливались печками, которые топились брикетами бурого угля.
Уголь хранился в подвале, у каждой семьи был свой отсек. В подвале, также была общая баня-душевая, в которую ходили по графику. Из-за практического отсутствия телевизора я со второго класса пристрастился к чтению, книги брал в гарнизонной библиотеке.
Телевизор, конечно, был, но все было на немецком языке и в ГДР практически не было детских передач и мультфильмов, запомнился только Песочный человечек. Кинофильмы мы смотрели в клубе части, где вместо кресел стояли обычные скамейки.
Для офицеров и членов семей фильмы показывались по выходным в вечернее время за плату, но мы с мальчишками частенько ходили в дневное время вместе с солдатами бесплатно.
Иногда показывали кино в Ленинской комнате в дивизионе, а также в дни летних каникул в ГДО (бывшем офицерском казино). Заполнилась также поездка в Потсдам в парк Сан-Суси и еще мы с мамой ездили в Лейпцигский зоопарк.
В 1970 году моего отца перевели по службе в н.п. Верхняя Нора, но жили мы в поселке Ула, на дороге Веймар-Эрфурт. В поселке было полтора десятка двухэтажных домов на четыре квартиры, магазин и армейская кинобаза, возле которой в ночное время суток выставлялся часовой.
По слухам в гитлеровской Германии в этих домах проживали эсэсовцы из охраны концлагеря Бухенвальд. Отопление в домах было печное и газ на кухне, а также была своя ванная комната и туалет. Школа находилась в В.Норе в которую мы ездили на автобусе.
Школа № 22 располагалась на первом этаже жилого дома переоборудованного из казармы. В 5 классе я продолжил обучение в школе № 53 в г. Веймар. Школа восьмилетка располагалась в бывшем здании технического училища на северной окраине г. Веймар.
В 1971 году мы переселились в н.п Нижняя Нора. На территории Н.Норы в гитлеровской Германии находился военный аэродром, один из старейших в стране, в описываемое время дислоцировалась отдельная вертолетная авиаэскадрилья.
На территории гарнизона находились многочисленные остовы разрушенных зданий, взорванные перекрытия подземных сооружений и затопленные водой прямоугольные колодцы, вероятно под землей был какой-то завод.
Жили мы в пятиэтажном доме с отоплением и горячим водоснабжение и мама была очень рада, что наконец избавилась от печного отопления. Еще запомнилась система отключения, в целях экономии, освещения в подъезде.
При входе в подъезд нажималась кнопка и освещение включалось на определенное время, на каждом этаже также были установлены кнопки, нажатием на кнопку можно продлить время работы освещения или запустить его заново.
В летнее время в В.Норе организовывался пионерский лагерь, показывали в ГДО детские фильмы, ездили на экскурсии в Эрфуртский зоопарк, где я кормил бананами мартышек. В то время бананы можно было купить только в Москве, а в ГДР они продавались свободно, также свободно можно было купить жевательную резинку.
Запомнились поездки в Эрфурт на выставку цветов и в замок Фриденштайн резиденцию протестантского герцогства Саксен-Кобург-Готского в г. Гота. В настоящее время эта династия под названием Виндзоры является правящей в Великобритании.
В 1972 году отца перевели в г Ереван и на этом можно сказать закончилось мое гарнизонное детство…».