Найти тему

СКОЛЬКО СТОИТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

«Известия» пишут: «В Пермском крае ни один вуз не смог набрать 100% студентов на места, выделенные по целевому набору компаниям и учреждениям. Это касается студентов самых разных специальностей. Так, в Пермский национальный исследовательский политехнический университет поступили 179 человек вместо 361, в региональном педагогическом университете заказ поступил на обучение 231 студента, но зачислен был 171. Сложнее всего ситуация в аграрном вузе — ПГАТУ, — где целевая квота составляла 137 мест, но заполнили всего 18 из них. Медицинские вузы, где, как правило, самый высокий целевой набор, тоже не справились: в Пермском государственном медуниверситете приняли 261 студента-целевика вместо 371».

Пермский край не уникален, в других регионах, надо полагать, ситуация такая же.

Экспертное сообщество причиной потери интереса к целевым местам называет наступившее с 2020 года усиление ответственности за невыполнение обязательств: если до этого целевые места были чистой халявой, то сейчас как бы начали требовать возврата денег с тех, кто не захотел доучиваться или не поехал на указанное заказчиком рабочее место.

И вновь в полный рост встает вопрос: так какие же социально-экономические задачи решает наше высшее образование?

И чего мы ждем от университетов, какого качества продукцию они должны выпускать? И если совсем конкретно: «бюджетное место» - это что?

По статистике, которую нетрудно отыскать в надежных источниках, сегодня на бюджетных местах в вузах обучается чуть более 48% студентов, остальные – на платных местах. При этом социологи отмечают, что значимость высшего образования неуклонно снижается. Значительная часть россиян придерживается мнения, что для хорошей карьеры высшее образование не обязательно.

Положение выглядит еще хуже, если мы вглядимся в детали, и увидим, что под «карьерой» предполагают профессиональное совершенствование катастрофически малое количество выпускников. В настоящие профессионалы идут немногие, и в основном, в узкоспециализированной сфере – медики (96,6% выпускников устраиваются на работу по специальности), педагоги (80,1% остаются верны профессии), специалисты культуры и искусств (79,6).

А всего устраиваются по специальности 69% выпускников вузов.

И приведенные «Известиями» результаты набора на целевые места очень ярко иллюстрируют как мало молодых специалистов заинтересованы в профессиональном приложении полученного образования. Хотя, конечно, стоит и учитывать, что сами по себе «целевые места» тоже не всегда лучшего качества.

А ведь «бюджетные места», они по большому счету тоже целевые; только в качестве заказчика выступает государство, а не предприятие. И если бы вдруг условия целевого набора распространились на все бюджетные места: обязательная отработка по направлению после окончания, а также компенсация затрат в случае отчисления из-за неуспеваемости, - то сколько бы народу от этого отказалось и предпочло бы самим оплачивать обучение?

К слову сказать, с 1940 по 1956 год в СССР было платным не только высшее, но и среднее профессиональное образование, и даже школьники старших классов платили за обучение.

В последние десятилетия высшее образование устойчиво двигалось по пути «халявизации» - сама процедура поступления превратилась в «101 способ попасть на бюджетное место без особых хлопот». Даже сейчас завяление можно подавать сразу на несколько десятков специальностей в нескольких вузах, забрасывая такую густую сеть, всегда можно поймать желанную рыбку.

А потом можно неспешно ждать окончания обучения.

Самыми популярными направлениями у нас вот уже три десятилетия остаются юристы, экономисты и менеджеры. Причем, каждое слово лучше взять в кавычки, поскольку представляют они не столько профессию, сколько большую сферу занятости с размытыми границами; получил такой диплом, можно будет работать хоть конюхом, хоть космонавтом – и все будет «по специальности».

Отсюда и ценность диплома российских вузов за рубежом. Возможность легализовать свои дипломы за рубежом, благодаря чему они могут искать там работу, наши выпускники могут не везде. Сделать это можно в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения о взаимном признании документов. В их числе страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и некоторые члены ЕС. Например, такие соглашения заключены с Беларусью, Ираном, Кипром, Китаем, Венгрией, Чехией.

И все.