Этот принц любил и умел жить красиво и беззаботно, хоть это и дорого ему стоило. В какую даму он влюбился без оглядки? И почему священника для заключения брака удалось найти только в тюрьме?
Английская пословица гласит: A miserly father makes a prodigal son. - У отца-скряги сын может оказаться мотом.
Видимо, это правило работает и для излишне строгих родителей, что доказывает герой нашей истории.
Ему повезло родиться первым из 15 детей короля Великобритании Георга III и его супруги Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. Рожденный 12 августа 1762 года, еще не крещеный младенец уже получил титулы принца Уэльского и графа Честера. До крещения дело дошло в сентябре, и тогда мальчик получил имя Георг Август Фредерик.
Георг рос очень веселым и любознательным ребенком, не обделенным талантами. Он быстро выучился немецкому, французскому и итальянскому языкам в дополнение к родному английскому. Принц любил литературу, моду, искусство.
Его отец Георг III считал, что нужно воспитывать детей в строгости и аскетизме. Мать же относилась к старшему сыну достаточно холодно. Принц с детства должен был строго следовать установленному распорядку дня, начинавшемуся рано утром и в обязательном порядке содержавшему спортивные занятия. Питание было очень простым: супы, каши, хлеб. Десерты были редкостью. Не положено было принцу и много веселиться: все развлечения должны были служить какой-либо цели. Под контролем находилось и чтение, которое должно было быть исключительно скучным полезным и душеспасительным.
Дорвавшийся до свободы
Юный принц был хорош собой, даже в подпитии оставался остроумным собеседником и любил пустить пыль в глаза. Его называли «Первым джентльменом Англии» из-за присущего ему стиля и изысканных манер.
В 1783 году, когда Георгу исполнился 21 год, он получил грант в размере 60 000 фунтов стерлингов от парламента и годовой доход в размере 50 000 фунтов стерлингов. Кроме того, ему была дарована резиденция Карлтон-Хаус, где он, вырвавшись из-под опеки своего моралиста-отца, окунулся в разгульную жизнь, с удовольствием устраивая грандиозные приемы, полные алкоголя и многочисленных случайных связей.
Захваченный этой «красивой жизнью» Георг легко растрачивал все выделенные ему финансы, и их ему вечно не хватало. Что уж удивляться, если известно, что содержание одних только конюшен Георга обходились в 31 000 фунтов стерлингов в год.
Не желающий сокращать свои расходы принц стал быстро «обрастать» долгами. Уже к 1795 году, когда Георгу было 33 года, его долг составлял баснословные 600 000 фунтов.
Отец Георга был возмущен поведением своего старшего сына, но уже никак не мог повлиять на него.
Полная, милая, лет сорока // Fat, fair and forty*
*О любимом типе женщины Георга (приписываемая ему цитата).
В 21 год Георг познакомился с любовью всей его жизни - Марией Фитцгерберт, которая описывалась как кареглазая, светловолосая обладательница орлиного носа и шатающихся зубов. О вкусах не спорят, но это была максимально неподходящая для принца невеста: простолюдинка (хотя и внучка барона) на шесть лет старше принца, дважды овдовевшая и, самое главное, католичка.
Но почему-то именно эта женщина сумела завоевать сердце принца настолько, что он предложил ей руку и сердце. Только жениться нужно было тайно, так как законом предусматривалось обязательное предварительное согласие короля для подобного брака. Георг отлично понимал, что его правильный отец никогда не даст своего согласия на этот мезальянс.
В случае если бы согласие было получено, законный брак с католичкой повлек бы автоматическое лишение принца Уэльского прав на наследование британского престола в соответствии с действующими законами и заменой Георга в качестве законного наследника его братом - герцогом Йоркским.
Но Мария Фитцгерберт считала закон церкви важнее законов государства, поэтому она была согласна на тайное венчание. Осталось только найти священника, который, вопреки земным законам, сочетал бы браком эту пару перед Богом.
Такой священник нашелся в тюрьме. Им оказался преподобный Роберт Берт, коротающий дни в заключении в связи с невозможностью выплатить свои долги в размере 500 фунтов стерлингов. Принц выплатил этот долг, и освобожденный священник 15 декабря 1785 года в гостиной дома Фитцгерберт обвенчал Георга и Марию. Было и два свидетеля - дядя и брат невесты.
Юридически союз был недействительным. Но Фитцгерберт верила, что она стала женой принца, и пообещала не разглашать данную тайну.
Вскоре принц так погряз в долгах из-за своего образа жизни, что его отец, отказавшись помогать транжире, вынудил его покинуть Карлтон-хаус. Тогда Георг переехал по месту жительства своей супруги.
Однако же, когда пару лет спустя советники подсказали принцу возможность улучшить свое материальное положение с помощью правительственного гранта, Георг отрицал сам факт этого брака, так как понимал, что правда вызовет закономерный скандал и не позволит получить выплату. Эта ложь возмутила Фитцгерберт, зато позволила Георгу получить выплату от парламента на погашение долгов и благоустройство Карлтон-хауса.
Впрочем, к 1794 году финансовое положение принца снова было столь плачевным, что спасти его мог лишь политический брак.
В июне 1794 Фитцгерберт была уведомлена письмом, что ее отношения с принцем закончились. Сам же Георг решил жениться на герцогине Каролине Брауншвейгской. Огромные долги Георга в размере 600 000 фунтов стерлингов (эквивалентно 73,3 миллиона фунтов стерлингов в 2021 году) были выплачены в день его свадьбы - 8 апреля 1795 года.
Но отношения между супругами, мягко говоря, не сложились. Возможно поэтому, в 1796 году, через три дня после того, как Каролина родила их дочь, принцессу Шарлотту Уэльскую, принц Уэльский написал завещание, в котором передавал все свое имущество Марии Фитцгерберт, «моей жене, жене моего сердца и души».
Георг оставался привязанным к Марии Фитцгерберт до конца своей жизни, несмотря на несколько периодов отчуждения. Что, впрочем, не мешало ему заводить многочисленных любовниц.
А вот о судьбе его единственной законной дочери (о незаконных детях достоверных данных не сохранилось) и нелюбимой супруги мы поговорим в завтрашней статье.
Спасибо за прочтение!
Лайк и подписка - лучшая благодарность автору!