Российские власти пока не будут вводить ограничения на движение капитала и нормативы обязательной продажи валютной выручки. Правительству удалось в неформальном порядке договориться с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки, поэтому пока решено ограничиться мониторингом их действий, а также разработать механизмы сдерживания роста кредитования, узнали «Ведомости».
Такое решение приняли по итогам совещания президента Владимира Путина с членами правительства, в том числе министром финансов Антоном Силуановым и главой Минэка Максимом Решетниковым, а также помощником президента по экономическим вопросам Максимом Орешкиным и председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной, рассказали изданию два источника, близких к Кабмину, и один, знакомый с ходом встречи.
По данным собеседников «Ведомостей», правительство последние два дня обсуждало ситуацию с крупнейшими компаниями, указывая на неприемлемость невозврата экспортных доходов в Россию. Причем прежде всего это касается не нефтедобывающего сектора, а производителей удобрений. В целом представители бизнеса согласились продавать больше экспортной выручки. Если ситуация не изменится, обязательная продажа станет неизбежной, а также может вырасти налоговая нагрузка, подчеркнул один из источников.
О чем еще договорились
Участники совещания сошлись на том, что ужесточение валютного контроля — это крайняя мера, которая может влиять на курс лишь временно, маскируя при этом фундаментальные причины ослабления нацвалюты, сообщили источники. Главным же фактором снижения курса стала мягкая денежная политика, которая привела к избыточному увеличению денежной массы (М2), признали на встрече.
Набиуллина объяснила, что решение повысить ключевую ставку было связано не столько с курсом, сколько с усилившимися инфляционными рисками, рассказал один из источников. По ее мнению, чтобы охладить спрос на импорт, который стал одной из причин ослабления рубля, Кабмину стоит подумать о повышении ввозных пошлин.
Основную роль в росте М2 сыграло резкое ускорение кредитования, прежде всего корпоративного, — экспортеры могли вместо продажи валютной выручки привлекать рублевые кредиты для финансирования текущих расходов либо для прямого вывода за рубеж, пояснил один из источников. Но этот вопрос на совещании с президентом не рассматривался, отметил собеседник. На встрече обсуждалось, что кроме корпоративного кредитования быстрыми темпами росли ипотека и розничные займы. Участники совещания договорились, что помимо мониторинга за продажей экспортерами валютной выручки разработают механизмы сдерживания роста кредитования. В ЦБ пообещали провести работу с банками.
Минфин вводил нормативы продажи валютной выручки в феврале 2022 года. Тогда на фоне обвала рубля и экстренного повышения ключевой ставки Банком России до 20% экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки.
На внеплановом заседании в минувший вторник, 15 августа, ЦБ повысил ключевую ставку с 8,5% сразу до 12% годовых. Это произошло после того, как 14 августа доллар на торгах Мосбиржи превысил отметку 100 рублей впервые с марта 2022 года. Ближе к вечеру 15 августа агентство Bloomberg сообщило, что правительство и экспортеры обсуждали на совещании 14 августа предложение об обязательной продаже экспортной выручки. После выхода этой публикации рубль заметно укрепился.
Накануне Financial Times написала, что Путин решил на совещании 16 августа выслушать предложения Минфина по ужесточению валютного контроля в стране. По словам источников FT, на встрече с президентом Минфин собирался предложить обязать экспортеров продавать до 80% своей выручки в иностранной валюте в течение 90 дней после ее получения. По итогам торгов на Мосбирже 16 августа российская валюта продолжила укрепляться — курс доллара составил 94,67 рубля.