Найти тему

Пропорции и пропорционирование в изобразительном искусстве. Часть 1.

Решил написать чикл статей про пропорции и как их применять, вышло три части, и, хотя получился достаточно объёмный материал, но всех проблем пропорционирования осветить не удалось, да и задачи такой не ставилось, хотелось только ознакомить читателей с данной темой, рассказать основные принципы, и ознакомить с историей вопроса.

Пропорции; В рисовании, живописи, и других изобразительных искусствах, в том числе всевозможном дизайне, под пропорциями понимают, отношение одной части к другой, и к целому как в натуре, так и в изображении. При работе над композицией, гармоничное размещение отдельных элементов изображения в пределах картинной плоскости, соразмеряя элементы друг с другом и с форматом, а также при изображении отдельного предмета или человеческой фигуры.

Часто выбор пропорции начинается с выбора формата, соотношения сторон и величины листа бумаги, или холста, для будущей работы, и продолжается размещением элементов композиции, по тем же соотношениям, что и при выборе формата.

Утверждается, что определенные пропорциональные соотношения применяемые при работе с композицией произведения, гарантируют высокие эстетические качества данного произведения. Хотя скорее речь идет о гармоничных сочетаниях, при применении которых можно добиться чтобы произведение воспринималось как гармоничное.

Сразу хочется сказать, что учение о пропорциях в настоящее время не является абсолютным каноном, обязательным для применения. И наоборот, применение каких-либо систем пропорцонирования не гарантирует, что ваша художественная работа, будет автоматически претендовать на некую высокую оценку среди профессионалов и ценителей.

А вокруг уже упомянутых легендарных систем есть масса предрассудков, и нелепых ничем не подтвержденных легенд.

Есть разные каноны, и различные системы пропорций, и о них надо знать.

И так пропорционирование чтобы понять, что это такое и с чем это едят, лучше всего обратиться к истории вопроса.

Проблема правильных пропорций волновал людей с глубокой древности, одни из самых ранних свидетельств создания неких канонов, сопоставления частей между собой, которые очевидно считались гармоничными, были созданы Древне Египетской цивилизацией. Египтяне были прекрасными, для своего времени, математиками и геометрами. Создавали города, по заранее разработанной планировке, строили храмы, и поминальные комплексы, со скульптурными элементами, и настенными росписями.

Естественно, что для решения упомянутых задач планирования, сочетания архитектурных скульптурных и графических элементов, требовалась какая-то система сочетания величин канон, по которому, строились схемы, планы, и соразмерялись элементы графических и скульптурных композиций.

Первый из дошедших до нас канонов, был найден в одной их гробниц близь Мемфиса существовал во времена 4-й 5-й династии фараонов, правившей 500 лет до нашей эры. В данном каноне человеческая фигура разделялась до лба на 6 равных частей, каждая длинной в одну ступню ноги (фут).

Второй известный канон времен 18-й династии, делит человеческую фигуру, до лба на 3 х 6=18 частей, путем деления каждого фута на 3 дополнительные части.

В третьем каноне, найденном ученой комиссией Наполеона 1, так называемом птолемеевском каноне, человеческая фигура до лба представляет уже 7 футов, с делением каждого из них на 3 части, то есть человеческая фигура в данном каноне делилась на 21 часть.

Для перенесения пропорций на картинную плоскость, использовались сетки, также блок, из которого вырубалась статуя, мог расчерчиваться сеткой. При чем, в египетской практике, в отличии от последующих эпох, где сетка была просто, инструментом переноса изображения, в Египте, сетка изначально была привязана к канону, и являлась инструментом пропорционирования.

-2

При чем с помощью сетки и канона были попытки передать не только статику, но и динамику, то ест движение, например длинна шага бегущего мужчины была равна десяти с половиной мерам, а спокойно идущего четырем с половиной, или пяти с половиной мерам.

Треугольник, почитался как священная фигура на ее основе, решались многие задачи пропорционирования, особенно при планировке на местности, с помощью веревки и деревянных колышек, можно было распланировать достаточно большие проекты. С помощью треугольников строились, прямой угол и прямоугольники, со сторонами выражавшимися, в простых целых числах. Особо почитался так называемый священный египетский треугольник, это был прямоугольный треугольник со сторонами 3 и 4 и гипотенузой 5 с его помощью могли строится все интервалы целых тонов октавы. На его основе, проектировались архитектурные сооружения того времени.

Пропорции планировки египетской усадьбы, на основе треугольника.
Пропорции планировки египетской усадьбы, на основе треугольника.

Также ряд задач по пропорционированию решалась по средствам вписанных друг в друга квадратов. Этот подход давал геометрический ряд с отношением 1:√2 с чередованием иррациональных и целых простых чисел.

Система вписанных и описанных квадратов
Система вписанных и описанных квадратов

Система построения пропорций, основанная на квадрате, и его производных, и поэтому связанная с иррациональными величинами, то есть с прямоугольниками, образующиеся как функции проведенных диагоналей. Нашла свое продолжение в более поздних подходах к данному вопросу, да и пропорционирование на основе частей человеческого тела, не будут забыты, и найдут своих продолжателей.

В частности, Древнегреческая цивилизация в лице своих философов и практикующих художников, предлагали свои подходы к вопросу пропорций и пропорционирования.

Пифагор утверждал, что числа выражающие интервалы октавы, и имеющее определенное соотношение, этих соотношения предлагал считать гармоничными.

Платон высказывался по данному вопросу так «Две части или две величины не могут быть удовлетворительно связаны между собой без посредства третей; наиболее же красивыми связующими звеньями является то, которое совместно с двумя первоначальными величинами дает наиболее совершенное единое целое. Достигается это наилучшим образом пропорцией (аналогией), в которой из трех чисел, плоскостей или тел, среднее так относится ко второму, как первое к среднему, а также второе к среднему как среднее к первому. Из этого следует, что среднее же может заменить первое и второе, первое же и второе - среднее и все вместе таким образом составляют неразрывное единое целое»

Евклиду приписывается первое упоминание о золотом сечении, деление отрезка в крайнем и среднем отношении впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.

Из практикующих греческих художников, скульпторов внесших значительный вклад в изучение пропорций, до нас дошло имя Поликлет. Согласно Галену (129-199 н. э.), Поликлет изложил свое учение в письменном виде, и одновременно создал наглядное пособие в виде статуи Дорифора (копьеносца) примерно в 440 г до н. э., и предлагал принимать ее за канон.

Поликлет. «Дорифор (Копьеносец)» около 440 г. до н. э.
Поликлет. «Дорифор (Копьеносец)» около 440 г. до н. э.

От Галена мы узнаем, что учение стремилось к сопоставлению частей тела, антропометрически, и не являясь жестким шаблоном, по которому строится любой образ человеческой фигуры. Поликлет выражал величину меньшего члена, как часть величины большого члена, и как часть всего тела человека в целом. Что наглядно видно на статуе Дорифора где все разницы величин, выражены через высоту всего тела.

Так же до нас дошли упоминания о скульпторе Лизиппе, утверждается, что он был современником Александра Македонского, и разработал свой канон, который в эллинистический период считался более востребованным чем канон Поликлета.

Наиболее известным из Римских теоретиков и родоначальником науки о истории пропорций считается Марк Витрувий Поллион. В своем десятитомнике «Десять книг об архитектуре» затрагивал среди прочих, и вопросов пропорционирования. В главе «О симметрии храмов» утверждал «Композиция храмов основана на симметрии; архитектор должен строго придерживаться ее законов. Симметрия возникает из пропорции, которая по-гречески называется «эуритмия» (перевод). Пропорция есть согласование определенной части здания, с другой частью, или с целым зданием. На этом и основан закон симметрии. Ни один храм не может быть правильно скомпонован, без симметрии, и пропорций, т. е. без правильного соотношения между его частями, которое существует, например, между частями тела правильно сложенного человека, при всех их достоинствах и недостатках».

Марк Витрувий
Марк Витрувий

Витрувий утверждал, что размеры отдельных частей тела заключены в его высоте на основе принципа геометрической прогрессии: 1, ½, 1/3, ¼ …1/10.

«Природа создала человека соблюдая постоянные отношения отдельных частей к целому…Таким же образом и отдельные архитектурные части храма должны находиться в постоянном соразмерном отношении к целому.

При этом, основными мерами для определения относительных величин отдельных частей зданий, установлены размеры человеческого тела: дюйм - толщина пальца, пальма - кисть руки, фут - длинна ступни ноги, и локоть».

То есть, Витрувий предложил устанавливать, соотношение архитектурных элементов, с частями человеческого тела. Заложив таким образом основы, для такой дисциплины как эргономика. И гуманистических начал в изо, получивших продолжение в эпоху возрождения, в частности в трудах Леонардо Довинчу, который проиллюстрировал, некоторые из его откровений.

Как бонус для дочитавших первую часть, расскажу, как получит п применять золотое сечение, смотрите предлагающуюся иллюстрацию, в которой предложен пример геометрического деления отрезка по золотому сечению.

Деление отрезка по золотому сечению
Деление отрезка по золотому сечению

В данном случае берется отрезок АВ, делим его на две равные части то есть пополам, от получившегося отрезка с помощью циркуля или отрезка веревки, проводим радиус с центром в точке В, находит таким образом точку С, то есть отрезок СВ равен половине 1/2 отрезка АВ, угол между отрезками АВ и ВС равен 90 градусам. Теперь достраиваем треугольник то есть проводим линию из точки А в точку С, На получившейся стороне откладываем точку Dпроведя циркулем из точки В радиус с центром в точке С до пересечения с отрезком АС получаем таким образом точку D, отрезок DС равен отрезку СВ. Теперь из точки Dпроводим радиус с центром в точке А, к прямой АВ и получаем точку Е, которая и является искомым , то есть она делить отрезок АВ, на две части по золотому сечению. Таким образом данные отрезки могут использоваться, например для построения формата, где одна сторона равна отрезку АЕ, а вторая отрезку ЕВ. Или одна сторона формата — рана отрезку АВ, а вторая отрезку АЕ. И всю композицию, которая будет размещена в данном формате тоже можно делить по данному соотношению.

Большинство современных опытных художников не пользуются какими-то системами пропорционирования, работают по ощущениям, наметанный глаз, и большой опыт, подсказывают как правильно сопоставлять элементы композиции между собой, или рисовать фигуру человека. Хотя у многих именитых художников, или дизайнеров, на полке стоит учебник по пластической анатомии, иногда не один, где как правило представлены пропорции человека, или справочники по модульным сеткам, и системам пропорционирования, и поверьте они в них иногда заглядывают.

До встречи в следующей части данной статьи.

Дмитрий Бодяев.

Литература, используемая при написании статьи:

С.С.Водчиц. Эстетика Пропорций в Дизайне. Система Книжных Пропорций. 2005.

Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935

Петрович Д., Теоретики пропорций. М., 1979

Данная статья на Render.ru