Решил написать чикл статей про пропорции и как их применять, вышло три части, и, хотя получился достаточно объёмный материал, но всех проблем пропорционирования осветить не удалось, да и задачи такой не ставилось, хотелось только ознакомить читателей с данной темой, рассказать основные принципы, и ознакомить с историей вопроса.
Пропорции; В рисовании, живописи, и других изобразительных искусствах, в том числе всевозможном дизайне, под пропорциями понимают, отношение одной части к другой, и к целому как в натуре, так и в изображении. При работе над композицией, гармоничное размещение отдельных элементов изображения в пределах картинной плоскости, соразмеряя элементы друг с другом и с форматом, а также при изображении отдельного предмета или человеческой фигуры.
Часто выбор пропорции начинается с выбора формата, соотношения сторон и величины листа бумаги, или холста, для будущей работы, и продолжается размещением элементов композиции, по тем же соотношениям, что и при выборе формата.
Утверждается, что определенные пропорциональные соотношения применяемые при работе с композицией произведения, гарантируют высокие эстетические качества данного произведения. Хотя скорее речь идет о гармоничных сочетаниях, при применении которых можно добиться чтобы произведение воспринималось как гармоничное.
Сразу хочется сказать, что учение о пропорциях в настоящее время не является абсолютным каноном, обязательным для применения. И наоборот, применение каких-либо систем пропорцонирования не гарантирует, что ваша художественная работа, будет автоматически претендовать на некую высокую оценку среди профессионалов и ценителей.
А вокруг уже упомянутых легендарных систем есть масса предрассудков, и нелепых ничем не подтвержденных легенд.
Есть разные каноны, и различные системы пропорций, и о них надо знать.
И так пропорционирование чтобы понять, что это такое и с чем это едят, лучше всего обратиться к истории вопроса.
Проблема правильных пропорций волновал людей с глубокой древности, одни из самых ранних свидетельств создания неких канонов, сопоставления частей между собой, которые очевидно считались гармоничными, были созданы Древне Египетской цивилизацией. Египтяне были прекрасными, для своего времени, математиками и геометрами. Создавали города, по заранее разработанной планировке, строили храмы, и поминальные комплексы, со скульптурными элементами, и настенными росписями.
Естественно, что для решения упомянутых задач планирования, сочетания архитектурных скульптурных и графических элементов, требовалась какая-то система сочетания величин канон, по которому, строились схемы, планы, и соразмерялись элементы графических и скульптурных композиций.
Первый из дошедших до нас канонов, был найден в одной их гробниц близь Мемфиса существовал во времена 4-й 5-й династии фараонов, правившей 500 лет до нашей эры. В данном каноне человеческая фигура разделялась до лба на 6 равных частей, каждая длинной в одну ступню ноги (фут).
Второй известный канон времен 18-й династии, делит человеческую фигуру, до лба на 3 х 6=18 частей, путем деления каждого фута на 3 дополнительные части.
В третьем каноне, найденном ученой комиссией Наполеона 1, так называемом птолемеевском каноне, человеческая фигура до лба представляет уже 7 футов, с делением каждого из них на 3 части, то есть человеческая фигура в данном каноне делилась на 21 часть.
Для перенесения пропорций на картинную плоскость, использовались сетки, также блок, из которого вырубалась статуя, мог расчерчиваться сеткой. При чем, в египетской практике, в отличии от последующих эпох, где сетка была просто, инструментом переноса изображения, в Египте, сетка изначально была привязана к канону, и являлась инструментом пропорционирования.
При чем с помощью сетки и канона были попытки передать не только статику, но и динамику, то ест движение, например длинна шага бегущего мужчины была равна десяти с половиной мерам, а спокойно идущего четырем с половиной, или пяти с половиной мерам.
Треугольник, почитался как священная фигура на ее основе, решались многие задачи пропорционирования, особенно при планировке на местности, с помощью веревки и деревянных колышек, можно было распланировать достаточно большие проекты. С помощью треугольников строились, прямой угол и прямоугольники, со сторонами выражавшимися, в простых целых числах. Особо почитался так называемый священный египетский треугольник, это был прямоугольный треугольник со сторонами 3 и 4 и гипотенузой 5 с его помощью могли строится все интервалы целых тонов октавы. На его основе, проектировались архитектурные сооружения того времени.
Также ряд задач по пропорционированию решалась по средствам вписанных друг в друга квадратов. Этот подход давал геометрический ряд с отношением 1:√2 с чередованием иррациональных и целых простых чисел.
Система построения пропорций, основанная на квадрате, и его производных, и поэтому связанная с иррациональными величинами, то есть с прямоугольниками, образующиеся как функции проведенных диагоналей. Нашла свое продолжение в более поздних подходах к данному вопросу, да и пропорционирование на основе частей человеческого тела, не будут забыты, и найдут своих продолжателей.
В частности, Древнегреческая цивилизация в лице своих философов и практикующих художников, предлагали свои подходы к вопросу пропорций и пропорционирования.
Пифагор утверждал, что числа выражающие интервалы октавы, и имеющее определенное соотношение, этих соотношения предлагал считать гармоничными.
Платон высказывался по данному вопросу так «Две части или две величины не могут быть удовлетворительно связаны между собой без посредства третей; наиболее же красивыми связующими звеньями является то, которое совместно с двумя первоначальными величинами дает наиболее совершенное единое целое. Достигается это наилучшим образом пропорцией (аналогией), в которой из трех чисел, плоскостей или тел, среднее так относится ко второму, как первое к среднему, а также второе к среднему как среднее к первому. Из этого следует, что среднее же может заменить первое и второе, первое же и второе - среднее и все вместе таким образом составляют неразрывное единое целое»
Евклиду приписывается первое упоминание о золотом сечении, деление отрезка в крайнем и среднем отношении впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.
Из практикующих греческих художников, скульпторов внесших значительный вклад в изучение пропорций, до нас дошло имя Поликлет. Согласно Галену (129-199 н. э.), Поликлет изложил свое учение в письменном виде, и одновременно создал наглядное пособие в виде статуи Дорифора (копьеносца) примерно в 440 г до н. э., и предлагал принимать ее за канон.
От Галена мы узнаем, что учение стремилось к сопоставлению частей тела, антропометрически, и не являясь жестким шаблоном, по которому строится любой образ человеческой фигуры. Поликлет выражал величину меньшего члена, как часть величины большого члена, и как часть всего тела человека в целом. Что наглядно видно на статуе Дорифора где все разницы величин, выражены через высоту всего тела.
Так же до нас дошли упоминания о скульпторе Лизиппе, утверждается, что он был современником Александра Македонского, и разработал свой канон, который в эллинистический период считался более востребованным чем канон Поликлета.
Наиболее известным из Римских теоретиков и родоначальником науки о истории пропорций считается Марк Витрувий Поллион. В своем десятитомнике «Десять книг об архитектуре» затрагивал среди прочих, и вопросов пропорционирования. В главе «О симметрии храмов» утверждал «Композиция храмов основана на симметрии; архитектор должен строго придерживаться ее законов. Симметрия возникает из пропорции, которая по-гречески называется «эуритмия» (перевод). Пропорция есть согласование определенной части здания, с другой частью, или с целым зданием. На этом и основан закон симметрии. Ни один храм не может быть правильно скомпонован, без симметрии, и пропорций, т. е. без правильного соотношения между его частями, которое существует, например, между частями тела правильно сложенного человека, при всех их достоинствах и недостатках».
Витрувий утверждал, что размеры отдельных частей тела заключены в его высоте на основе принципа геометрической прогрессии: 1, ½, 1/3, ¼ …1/10.
«Природа создала человека соблюдая постоянные отношения отдельных частей к целому…Таким же образом и отдельные архитектурные части храма должны находиться в постоянном соразмерном отношении к целому.
При этом, основными мерами для определения относительных величин отдельных частей зданий, установлены размеры человеческого тела: дюйм - толщина пальца, пальма - кисть руки, фут - длинна ступни ноги, и локоть».
То есть, Витрувий предложил устанавливать, соотношение архитектурных элементов, с частями человеческого тела. Заложив таким образом основы, для такой дисциплины как эргономика. И гуманистических начал в изо, получивших продолжение в эпоху возрождения, в частности в трудах Леонардо Довинчу, который проиллюстрировал, некоторые из его откровений.
Как бонус для дочитавших первую часть, расскажу, как получит п применять золотое сечение, смотрите предлагающуюся иллюстрацию, в которой предложен пример геометрического деления отрезка по золотому сечению.
В данном случае берется отрезок АВ, делим его на две равные части то есть пополам, от получившегося отрезка с помощью циркуля или отрезка веревки, проводим радиус с центром в точке В, находит таким образом точку С, то есть отрезок СВ равен половине 1/2 отрезка АВ, угол между отрезками АВ и ВС равен 90 градусам. Теперь достраиваем треугольник то есть проводим линию из точки А в точку С, На получившейся стороне откладываем точку Dпроведя циркулем из точки В радиус с центром в точке С до пересечения с отрезком АС получаем таким образом точку D, отрезок DС равен отрезку СВ. Теперь из точки Dпроводим радиус с центром в точке А, к прямой АВ и получаем точку Е, которая и является искомым , то есть она делить отрезок АВ, на две части по золотому сечению. Таким образом данные отрезки могут использоваться, например для построения формата, где одна сторона равна отрезку АЕ, а вторая отрезку ЕВ. Или одна сторона формата — рана отрезку АВ, а вторая отрезку АЕ. И всю композицию, которая будет размещена в данном формате тоже можно делить по данному соотношению.
Большинство современных опытных художников не пользуются какими-то системами пропорционирования, работают по ощущениям, наметанный глаз, и большой опыт, подсказывают как правильно сопоставлять элементы композиции между собой, или рисовать фигуру человека. Хотя у многих именитых художников, или дизайнеров, на полке стоит учебник по пластической анатомии, иногда не один, где как правило представлены пропорции человека, или справочники по модульным сеткам, и системам пропорционирования, и поверьте они в них иногда заглядывают.
До встречи в следующей части данной статьи.
Дмитрий Бодяев.
Литература, используемая при написании статьи:
С.С.Водчиц. Эстетика Пропорций в Дизайне. Система Книжных Пропорций. 2005.
Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935
Петрович Д., Теоретики пропорций. М., 1979