Его звали Парамессу, и он сделал блестящую карьеру в египетской армии. Но судьба готовила ему большее...
Парамессу рос в неспокойные времена. Хотя Эхн***а сейчас помнят главным образом за его религиозные идеи и стиль искусства, связанный с его правлением, последующие поколения египтян поносили его память. Его называли “преступником из Ахетатона”, а его правление называли “мятежом”. Революция, которую он пытался навязать Египту, настолько дестабилизировала страну, что Эхн***н и вся его семья были вычеркнуты из официальной истории.
Эхнатон использовал армию для осуществления своей религиозной революции. Солдаты сопровождали бригады рабочих, которые разрушали памятники Амону, стирая его изображения и вырезая его имя (а часто и имена других богов) из храмов далеко на юге, вплоть до Солеба в Нубии.
К тому времени, когда армия закончила разрушительную работу, “святилища пришли в упадок, превратившись в груды щебня, заросшие сорняками”.
Мы знаем, что Парамессу не участвовал в этом вандализме: был занят подавлением мятежа в Нубии. Затем, вместе с военачальником Хоремхебом, занимался проблемами в Южной Сирии.
Восстановление порядка в стране и связано, главным образом, с Хоремхебом, который стал фараоном (его предшественниками были Тутанхамон и Эйе).
Парамессу был способным человеком, прежде всего, грамотным и удивительно работоспособным администратором, неутомимо боровшимся с коррупцией. Этим он и завоевал доверие Хоремхеба, который, в конечном итоге, назначил его визирем (чати), первой по значимости должностью в государстве.
Должность визиря является одной из наиболее понятных в древнеегипетской гражданской администрации. Четыре копии текста, известного как "Обязанности визиря", сохранились в гробницах визирей в Фивах во времена Нового царства. Сравнивая законодательство, принятое во времена правления Хоремхеба, со списком гражданских обязанностей в тексте, можно понять, в какой степени Парамессу повлиял на реорганизацию Египта. Эпоха Рамессидов во многом обязана его усилиям своей славой и стабильностью.
Парамессу собрал целое ожерелье цветистых титулов, отображающих его невероятное влияние :
"Начальник лучников, начальник конницы, смотритель устья Нила, колесничий Его Величества, Посланник царя во всех зарубежных странах, царский писец, военачальник Владыки двух земель, Начальник печати, царский посол во все зарубежные страны, глава жрецов всех Богов”.
За годы своей работы в качестве визиря Парамессу встречался со всеми важными жрецами. Сохраняя преданность своей семьи Сету, он должен был изучить природу и ритуалы всех богов. Он передал этот интерес и знания своему сыну Сети и внуку Рамсесу. Теология процветала под его покровительством. В этот период должны появились первые экземпляры новой заупокойной литературы, которые украсят стены гробницы Хоремхеба и его собственной в Долине Царей. В ответ на религиозные вопросы, поднятые Эхнатоном, начали сочиняться новые гимны и молитвы. Начался ренессанс религиозной мысли.
На исходе многих лет Хоремхебу пришлось назначать наследника, поскольку ему не удалось зачать потомство мужского пола. Он посчитал Парамессу наиболее подходящим человеком, который может взять на себя ответственность за судьбы Египта.
Хотя визирь был уже немолод, у него был сын, активный и доблестный Сети, а у Сети- здоровый и подающий большие надежды сын Рамсес. Это всё обеспечивало династическую преемственность и поддержку армии, главную проблему пост-Амарнского периода.
Приняв роль Гора по отношению к Осирису Хоремхебу и совершив ритуалы погребения, Парамессу утвердил свое право наследника и начал свое независимое правление, как Рамсес I.
Новый царь провел свою молодость и зрелость, устанавливая маат, истину и правосудие по всему Египту.
Теперь вместе со своим сыном он приступил к реформированию армии, готовя ее к восстановлению египетской мощи и влияния в Западной Азии. Славные дни Тутмоса III и Аменхотепа III вернутся, и торговые товары с Востока снова потекут в Египет...
Сети вспоминал:
"Я собрал его армию и придал ей единство цели. Я выяснил для него, в каком состоянии находятся Две Земли, и я орудовал для него своей сильной правой рукой в чужих землях, названия которых до сих пор были неизвестны."
Но правление Рамсеса было очень коротким, шестнадцать месяцев, прежде чем умер (по-видимому, от ушной инфекции) в возрасте всего пятидесяти лет.
"Он отправился на небеса. Затем я взошел на его трон. Это я поддерживаю жизнь его имени, я подобен Ра на заре с тех пор, как принял регалии моего отца. Видишь, я теперь на троне, который он расширил, на троне, который он занимал. Эта земля принадлежит мне, как принадлежала моему отцу."- писал Сети.
В качестве преемника Сети I показал себя успешным правителем во всех отношениях: и как воин, и как хозяйственник, и как строитель.
Старый фараон был похоронен со всей пышностью, которой заслуживал владыка Египта, в гробнице, вырытой для него в Долине Царей (KV16):
Однако, гробница его- весьма скромного размера, поскольку не было времени закончить ее до смерти царя. Украшена лишь погребальная камера.Тем не менее, она наполнена энергичными изображениями, несомненно, нарисованными и раскрашенными теми же работниками, которые украшали гробницу Хоремхеба:
Что касается жизни и времен Рамсеса I, то описывать те времена легко, но его собственная жизнь часто, кажется, ускользает от нас. Он разбирает груды свитков, спешит выслушать судебные дела, садится на корабль для еще одной инспекционной поездки или сидит с Хоремхебом и Сети на поздних ночных заседаниях. Легко представить его тихим, эффективным бюрократом, бесцветным функционером, подобным тем, чьи могилы возвышаются на скалах в Гурне и чьи задумчивые статуи заполняют полки музеев. И все же один очевидец оставил свои наблюдения и свои чувства. Он описал похороны человека, которого глубоко любили:
"Скорбящие женщины окружили его с молитвами. Они приложили руки к своим лицам в его память. Дети его детей помнят его доброту. Его будут оплакивать поколение за поколением."- наиболее отчетливо мы видим Рамсеса глазами сына, который знал и любил его.
В 1817 году итальянский исследователь и авантюрист Джованни Баттиста Бельцони проник в гробницу Рамсеса I, но не нашел там его мумии. Итак, где же он мог быть?
Тело Рамсеса I покоилось в своей гробнице примерно двести лет, прежде чем Египет погрузился в период великих политических потрясений. Долина царей подверглась бесчисленным разграблениям.
В те годы царские мумии переносились из одного места в другое жрецами двадцать первой династии, отвечавшими за их защиту от алчных рук расхитителей гробниц.
И мумия Рамсеса I не была исключением. Предположительно, сначала ее перенесли в гробницу KV17, гробницу его сына Сети I, возможно, самую красивую во всей Долине. Там к нему также присоединился его внук Рамсес II.
( Такое вот единение поколений)))
Позже мумии монархов были перенесены в гробницу царицы Яхмос-Инхапи из семнадцатой династии, а затем в знаменитый тайник Дейр-эль-Бахри, гробницу Пинуджема II.
Невероятный тайник с царскими мумиями был обнаружен много лет назад.
Однако, мумии Рамсеса Первого там не оказалось!!!
Дело в том, что тайник изначально обнаружили не археологи, а семья расхитителей гробниц, Абд эль- Расул, одиннадцать лет назад.
В 1871 году, через турецкого торговца Мустафу Ана Айата, Абд эль- Расулы продали удивительно хорошо сохранившуюся мумию доктору Джеймсу Дугласу, который, в свою очередь, продал ее музею Ниагарского водопада в Онтарио (определяемому как “музей чудовищ и диковинок природы”), который выставил ее как... мумию легендарной царицы Нефертити, жены фараона-еретика!!!
Лишь в 1985 году впервые признали, что это - мужчина.
Мумия оставалась в музее сто тридцать лет, пока он не обанкротился в 1999 году. В 2001 году она была продана музею при Университете Эмори, недалеко от Атланты.
В этом учреждении мумию подвергли различным исследованиям, и, наконец, исследователи из университета объявили, что они могут с уверенностью сказать, что это мумия Рамсеса I.
Хватким египетским властям, во главе с неутомимым Захи Хавассом, который в то время был генеральным секретарем Высшего совета древностей Египта, не потребовалось много времени, чтобы потребовать репатриации останков. Американское учреждение не выдвинуло никаких возражений.
После этого со всей помпой, которой заслуживает фараон, мумию Рамзеса I поместили в гроб, покрытый египетским флагом, и вернули в Страну Нила, где его приняли с почестями, как главу государства.
С 2004 года мумия, принадлежащая основателю одной из самых важных династий Египта, покоится в специальной комнате Луксорского музея.