Через три года после окончания Великой Отечественной войны пленным немцам вновь дали в руки оружие и отправили в атаку. Это произошло во время съемок советского художественного фильма, повествующего о Сталинградской битве.
Уже вскоре после начала Великой Отечественной войны, а точнее, 2 августа 1941 года появились первые художественные киноленты, посвященные этим событиям.
Изначально это были короткометражки в виде боевых киносборников, а в 1942 году вышел первый полнометражный художественный фильм «Секретарь райкома».
За годы войны были выпущены десятки художественных кинофильмов патриотической направленности, в том числе и на военную тематику.
Воссоздание на экране сцен сражений и общих планов с участием танков и других видов бронетехники, пожалуй, одна из самых сложных задач для режиссеров и операторов, доставляющая массу проблем технического плана.
Бронетехника должна выглядеть достоверно и реалистично, передвигаться в кадре, производить выстрелы. Желательно, чтобы она соответствовала временному периоду повествования фильма.
Уже в годы войны в фильмах стала появляться трофейная немецкая бронетехника. При этом, она нередко появлялась вперемешку с советскими танками, изображающими танки Вермахта.
Так, в фильме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину», Алма-Атинской киностудии, вышедшем на экраны в мае 1943 года, в роли немецких танков выступают советские легкие танки Т-30 и Т-60 и лишь в паре эпизодов мелькают танки, которые можно идентифицировать как немецкие.
Уже после окончания войны, в январе 1946 года, на экраны вышел фильм «Великий перелом», завоевавший в том же году на первом Каннском фестивале Гран-При.
В этом фильме мало батальных сцен. Основные события сюжета происходят в штабе, потому что война, это не только сражения, а ещё и тяжелая круглосуточная работа высшего состава армии.
Но тем большую реалистичность уличных боям придают именно немецкие танки, трофейные Т-IV. В фильме мы можем увидеть их и идущими в атаку и подбитыми-горящими.
Но, пожалуй, самым масштабным фильмом с применением действующей трофейной бронетехники во всей истории советского кинематографа, а, скорее всего и мирового, является двухсерийный фильм «Сталинградская битва» режиссера Владимира Петрова, снятый на киностудии Мосфильм в 1949 году.
Первая серия фильма была показана 9 мая. Количество подлинной техники в нем, просто поражает.
В кадрах фильма мы можем увидеть подлинные танки, выпущенные на заводах гитлеровской Германии: Pz.Kpfw. II, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, чешские LT vz.35 b LT vz.38 чешский танк, состоящие на вооружении танковых войск нацистской Германии, как Pz.Kpfw. 35 (t) Pz.Kpfw.38(t) и даже французский R 35, а также узнаваемые немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 и другая аутентичная техника.
Советская бронетехника представлена танками Т-34-76 и танками ИС, которые, видимо, исполняли роль КВ.
На первый взгляд может показаться, что мы видим танки ИС-1, которых до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра, но все же, сопоставив фотографии можно определенно сказать, что это ИС-2 с так называемым «ломаным носом» и со снятым дульным тормозом.
Своеобразной изюминкой этого фильма является то, что немецких солдат играют военнопленные немцы.
Вот как об этом рассказывает в своей книге "Катастрофа на Волге. Воспоминания адъютанта Паулюса" Вильгельм Адам:
«Арно фон Ленски рассказал мне далее, что вместе с ним мне предстоит совершить длительное путешествие на юг — на Волгу.
— Что мы там будем делать? Население не очень обрадуется приезду офицеров 6-й армии.
Ленски вынул книгу под названием «Сталинградская битва».
— Это сценарий советского автора Вирты. Режиссер хочет, чтобы немецкая сторона в фильме была изображена в правильном, неискаженном виде. Я уже просмотрел его. Завтра мы займемся этим вместе. В Сталинграде мы будем присутствовать при съемках на открытом воздухе. Потом съемки будут производиться в Москве, в помещении Мосфильма.
...На открытом месте перед универмагом производилась та часть съемок, которую должны были консультировать фон Ленски и я. В присутствии старших советских офицеров вечером снимали атаку немецких танков. Танки с немецкими крестами переваливались через развалины. Из пустых оконных глазниц развалин вылетало пламя, наступали пехотинцы с автоматами и ручными гранатами.
Для этой цели военнопленные немецкие офицеры и солдаты были специально заново экипированы. Понятно, что тысячи штатских не хотели пропустить такое зрелище, тем более что прошел слух, будто на съемках присутствует Паулюс. Съемки, вероятно, вызывали у этих людей горькие воспоминания. Однако в адрес присутствовавших немецких офицеров не было сказано ни одного враждебного слова».
Сложно сказать, кому первому пришла идея снять в фильме военнопленных немцев и какое количество и в каких эпизодах они были задействованы, но это оказало мощное психологическое воздействие на ход батальных съемок.
Наверняка среди массовки, представляющей защитников Сталинграда, были фронтовики. И вот через четыре года после окончания войны, ты вновь держишь оборону в развалинах города, а на тебя наступают те, с которыми ты сражался всего несколько лет назад.
И пусть патроны холостые, взрывы и подбитая техника – это имитация. Не свистят пули, не убивают осколки, но память свежа и еще не затянулись душевные раны, нанесенные войной.
Сколько единиц трофейной техники было задействовано, сказать затруднительно, но масштабы впечатляют. Ничего подобного в мировом кинематографе не было и уже никогда не будет.
В этом фильм «Сталинградская битва» никогда не будет превзойден, ведь в нем на советские позиции надвигались настоящие немецкие танки, сошедшие с конвейеров III Рейха не для того, чтобы сниматься в кино, а убивать, и в атаку шли хоть и бывшие, но все же солдаты Вермахта.