Найти в Дзене
AlliesVerse

Ищем золотую жилу: выбираем нишу на маркетплейсах

Оглавление

"Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце.." - если следовать заданной иерархии и заменить смерть Кащея успехом на маркетплейсе, то правильный выбор ниши это минимум яйцо, а максимум - игла.

Выбранная ниша определит, не потратите ли вы стартовый капитал зря, сможете ли выйти на нужный уровень дохода, а в будущем – вырасти и масштабироваться.

В статье разберём, как посчитать деньги конкурентов, определить риски и выбить с ноги дверь в рынок.

Шаг 1. Ищут ли товары из выбранной ниши?

Для начала нужно определить, нужны ли людям те вещи, которые вы планируете продавать. Сделайте список вариантов, откройте сервис SellerStats или аналогичные ему и оцените количество поисковых запросов. Менее достоверный (поскольку учитывает запросы только через поиск без внутренней статистики МП), но тоже бесплатный инструмент для анализа - Яндекс Wordstat.

Сохраните на всякий случай результаты: они понадобятся при оформлении описаний товаров.

SellerStats
SellerStats

Шаг 2. Категория ниши – сезонная?

Необъяснимо, но факт: скорее всего, успешно продавать в июле сноуборды не удастся. В декабре, напротив, с плавками могут возникнуть проблемы.

Готовы ли вы продавать что-то только пару месяцев в году? Если да - действуйте. А если хотите работать весь год, задумайтесь о расширении ассортимента или выберите другую нишу.

Ещё один вопрос - является ли товар трендовым. Представьте, что вы закупили спиннеры на волне их популярности на 500 000 рублей, распродаёте мгновенно и делаете новую закупку – уже на пару миллионов. А тренд внезапно сворачивается. Этими штуками можно будет заполнить бассейн, но деньги уже не вернуть.

Шаг 3. Проанализировали конкурентов?

При выборе ниши есть две стратегии:

1. Поиск «голубого океана» (ниши с низкой конкуренцией, но растущим спросом)

2. Вход в высококонкурентную нишу с хорошим объемом рынка

Чтобы понять, какой пункт подходит именно вам - воспользуйтесь сервисами внешней аналитики маркетплейсов. Среди них – Shopstat и Wildbox.

Стратегия «голубого океана» гораздо рискованнее, так как всплески спроса не всегда означают устойчивую тенденцию. Не обольщайтесь единичными скачками, а ищите закономерности.

В случае с высококонкуретной нишей вам нужно особо тщательно анализировать конкурентов. Сначала проверьте оборот крупнейших.

-3

Допустим, вы находите 20 конкурентов, продающих коврики для йоги, на Wildberries. Самый крупный продаёт 500 ковриков за месяц на 1 млн рублей, остальные – по 100 000 рублей. Так вы понимаете, что можете претендовать в обозримой перспективе как минимум на эти 900 000 рублей оборота, работая с эффективностью, близкой к самому крупному конкуренту. Конечно, такие показатели будут не сразу. Это нужно учитывать в вашей экономической модели.

Шаг 4. Выбрали схему работы с маркетплейсом ?

"Сопутствующие расходы", которые мы упоминали выше, во многом зависят от выбранной схемы работы с маркетплейсом. Есть две основных - FBO* и FBS*.

* FBO - схема, которая предполагает хранение товаров на складе маркетплейса , а также организацию доставки до клиента его силами.

* FBS - схема, при которой продавец обязан хранить товары на своем или арендованном складе и своими силами осуществлять доставку до клиента.

При выборе задайтесь простым вопросом: выгодно ли мне взять упаковку товара и доставку на себя или лучше доверить ее маркетплейсу за комиссию ?

Спойлер: если средний чек у товара высокий, габариты - крупные, а оборачиваемость небыстрая, выгоднее работать по FBS, т.к. комиссия за хранение на складе маркетплейса рассчитывается по смешанному параметру веса и габаритов. Во всех остальных случаях рекомендуем FBO. Особенно для начинающих.

Шаг 5. Подсчитали маржинальность ?

В шаге №3 вы получили свой потенциальный оборот, теперь необходимо "примерить" его на потенциальный товар.

Вычтите из этого потенциального оборота:

  • Примерную себестоимость такого же количества проданных товаров (например, лидер ниши ковриков для йоги продал за отчетный месяц 631 шт.)
  • Платежи за упаковку и логистику до клиента в зависимости от выбранный схемы работы (FBO, FBS или производные от них)
  • Затраты на маркетинг: продвижение внутри маркетплейса и за его пределами

Таким образом, вы получите свою примерную потенциальную прибыль. Если показатели вас устроили - эта потенциальная ниша и потенциальный товар для продажи в ней is worth to try.

Если останется 25-30% – есть шанс, что дело выгорит. Если же меньше – подумайте, стоит ли рисковать.

Шаг 6. Определили риски?

Вы уже выбрали товар, который будете продавать, подсчитали объём рынка и маржинальность. Здесь стоит вспомнить закон Мерфи и подумать над потенциальными препятствиями. Особенно, если вы собираетесь импортировать товар! Валютный курс хмуро стучит ногой по земле и предупреждающе смотрит на вас.

P.S. Для того, чтобы удачно выбрать нишу и товар, с которым вы в нее пойдете, путь по указанным шагам, возможно, придется пройти не один раз. Это может занять много времени, а мозг от просчетов - распухнуть и проситься наружу.. Но это меньшее из зол по сравнению с пущенными на ветер деньгами и уязвленной верой в свои силы.

Надеемся, наш Гайд облегчит ваш поиск утки, яйца и иглы!