Найти тему

Рубль и нефть спасают бюджет

Оглавление

Минфин опубликовал данные по нефтегазовым доходам за январь-июль 2023 года. Июльские поступления выросли: 811 млрд руб. против 529 млрд руб. в июне. Слабый рубль и дорогая нефть помогают доходам, но в июле бюджет получил квартальную выплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД. Ситуация выглядит грустнее без этого платежа.

Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать риски.

Статистика по нефтегазовым доходам

Федеральный бюджет получил 811 млрд руб. от нефти и газа в июле в сравнении с 529 млрд руб. в июне. Минфин ожидал 649 млрд руб., когда оценивал объем продажи валюты. Итоговая цифра оказалась на 162 млрд руб. выше оценки. Сыграла роль выплата НДД: 295 млрд руб. Результат без НДД дополнительного НДПИ Газпрома 50 млрд руб./месяц: 467 млрд руб.

Расчет нефтегазовых налогов за июль проводили для курса 83,1614 руб./долл. США и нефти 55,45 долл. США/баррель, что соответствует рублевой цене 4611 руб./баррель против 4224 руб./баррель в июне.

Минфин оценивает поступления августа на уровне 745 млрд руб.: на 73 млрд руб. выше уровня базовых доходов 672 млрд руб.

С начала года нефтегазовые доходы достигли 4,2 трлн руб. в сравнении с 7,1 трлн руб. в январе-июле 2022 года. Годовой план 8,9 трлн руб. выполняется, если в оставшиеся 5 месяцев нефтегазовые доходы составят 4,7 трлн руб. или 0,9 трлн руб./месяц.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

НДПИ на нефть вырос до 554 млрд руб. в июле с 502 млрд руб. в июне, что коррелирует с ростом рублевой цены нефти с 4224 руб./баррель до 4611 руб./баррель. Цифра близка к майским 561 млрд руб., когда нефть стоила 4770 руб./баррель.

Доля экспортной пошлины на нефть: 3% от полученных нефтегазовых доходов. Удалось устранить зависимость бюджета от экспортной пошлины за счет налогового маневра и перехода к НДПИ и НДД.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

НДПИ на газ сократился до 37 млрд руб. в сравнении с 46 млрд руб. в июне без учета дополнительного НДПИ Газпрома. Ситуация напоминает 2022 год, когда НДПИ последовательно падал с апреля по август. Рост возобновился с наступлением холодов.

Экспортная пошлина на газ стабилизировалась: 34 млрд руб. в июле против 30 млрд руб. в июне.

Динамика экспортных пошлин.
Динамика экспортных пошлин.

Пошлины на нефтепродукты выросли до 10 млрд руб., но остаются несущественными в сравнении с объемом нефтегазовых доходов июля 811 млрд руб.

Оценка нефтегазовых доходов и плана

Дисконт Urals к Brent сократился до 16,3 долл. США в июле с 19,4 долл. США в июне. Расчет налога ведется по котировкам Urals: Brent за вычетом дисконта дешевле.

Дисконт к Brent для августовского и сентябрьского НДПИ в бюджетной формуле: 25 долл. США. Цифру сократили до 20 долл. США с 1 сентября, что отразится на октябрьском налоге. Новый дисконт может заработать, если котировки Brent будут расти быстрее Urals или усилится влияние потолка цен на российскую нефть.

Минфин ожидает получить 745 млрд руб. нефтегазовых доходов в августе: на 73 млрд руб. больше базового уровня.

Базовые нефтегазовые доходы.
Базовые нефтегазовые доходы.

Годовой план 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов достигается при средней цене Brent 85 долл. США/баррель и среднем курсе 90-95 руб./долл. США за август-ноябрь 2023 года. Текущие котировки рубля и нефти позволяют надеяться на выполнение плана. Основной риск – падение цены нефти и укрепление рубля, но движение должно быть значительным: катастрофы не видно при курсе 75 руб./долл. США и Brent 65 долл. США/баррель.

-6

Итоги

Дорогая нефть и слабый рубль помогают нефтегазовым доходам. Падение нефти и сокращение добычи может компенсировать дополнительное ослабление рубля. Нынешние котировки комфортны для бюджета.

Основные риски:

  • Укрепление рубля с ростом валютной выручки экспортеров. Эффект смягчат покупки Минфина по бюджетному правилу
  • Сокращение добычи: НДПИ рассчитывается от объемов добытого сырья, экспорт не играет роли
  • Падение цены Brent и пропорциональное снижение Urals. Цена Urals отреагирует медленнее без новых ограничений на цену и экспорт российской нефти. Влияние на бюджетные поступления будет ограниченным

Наблюдаем за ситуацией.

При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.