Найти в Дзене
Сергей Михеев

Родители несут ответственность за своих детей, поэтому они должны им помогать

Про трудоустройство. Куда идут выпускники? Как трудоустраиваются выпускники ВУЗов? Согласно свежему опросу, почти каждый пятый устроился на работу с помощью родителей или других родственников. Такое было «откровение». Я считал, что таких больше. По сравнению с опросами двух-трехлетней давности, число тех, кто принимает такую помощь, выросло и среди молодых специалистов, и среди тех, кто пока не имеет университетского диплома (кто пока учится). Нет единого мнения, каким должно быть участие родителей в трудоустройстве взрослого ребенка. По мнению каждого второго выпускника ВУЗа, родители вообще не должны помогать детям трудоустраиваться на работу. Надо помогать или нет? Какая-то часть, которая идет в ВУЗы, делает свой выбор под нажимом родителей. «Иди туда - ты точно поступишь. Это будет перспективная профессия. Если что, тетя или дядя тебе поможет, когда закончишь ВУЗ». Правильная ли эта позиция?

Сергей Михеев: Я бы Ваш вопрос разделил на две части: физическую и лирическую. Начнем с физической. Большой процент выпускников, которые устраиваются с помощью родителей, отчасти объясняется изменившейся структурой экономики. Если раньше существовала система распределения и трудоустройство через ВУЗы, то она сейчас полностью исчезла. Это первое.

Второе: сама экономика была гораздо больше. Раньше в Москве много было заводов, фабрик. Идешь по улице, и всегда висела доска: «Требуются, требуются, требуются». Не надо было идти к папе или маме, чтобы найти работу. Просто приходишь в отдел кадров на предприятие или в организацию (даже может быть недалеко от дома) и говоришь: «Я хочу…» Дальше тебя устраивают. Теперь этого нет и не существует предприятий. Сузился рынок труда, появилась ситуация с трудовыми мигрантами, которые объективно рынок труда «съедают». Из этого следует то, что в этой экономике приходится устраиваться через родных, близких и друзей. Возможность свободного трудоустройства сузилась. Экономика: а. уменьшилась; б. изменилась по структуре.

В советское время существовало понятие «устроиться по блату» в институт или на работу.

Сергей Михеев: Токарем по блату не надо было устраиваться (смеется). Или даже инженером: если техническая специальность «инженер», то не было проблемы. По блату устраивались на блатные места, где можно было поменьше работать и побольше получать, была возможность продвигаться по службе, ездить в загранкомандировки. Но это был меньший сегмент, чем обычное трудоустройство. Даже если не нашел работу по месту жительства, закончив любой ВУЗ, тебе всегда говорили: «За Уралом много строек, там люди нужны». Сейчас этого нет.

Что касается лирической части: надо помогать или не надо. В разных случаях по-разному. Родители несут ответственность за своих детей перед Богом, собственной совестью, перед жизнью. Поэтому они должны помогать своим детям. Вопрос в том, насколько помощь должна иметь разумные пределы. Когда родители не дают свободы выбора, это плохо. Должны ли родители участвовать в жизни детей? Думаю, до какого-то момента должны. Здесь надо искать золотую середину. В каждом конкретном случае она может быть разной. Если дети готовы идти по стопам родителей, это одно – у вас есть целая система возможностей им помочь. А если они «перпендикулярно» вашей жизни, то и захотите им помочь, но не сможете. Жизнь, с одной стороны, похожа; но, с другой стороны, нюансов столько, что есть большое количество вариантов.