Про трудоустройство. Куда идут выпускники? Как трудоустраиваются выпускники ВУЗов? Согласно свежему опросу, почти каждый пятый устроился на работу с помощью родителей или других родственников. Такое было «откровение». Я считал, что таких больше. По сравнению с опросами двух-трехлетней давности, число тех, кто принимает такую помощь, выросло и среди молодых специалистов, и среди тех, кто пока не имеет университетского диплома (кто пока учится). Нет единого мнения, каким должно быть участие родителей в трудоустройстве взрослого ребенка. По мнению каждого второго выпускника ВУЗа, родители вообще не должны помогать детям трудоустраиваться на работу. Надо помогать или нет? Какая-то часть, которая идет в ВУЗы, делает свой выбор под нажимом родителей. «Иди туда - ты точно поступишь. Это будет перспективная профессия. Если что, тетя или дядя тебе поможет, когда закончишь ВУЗ». Правильная ли эта позиция?
Сергей Михеев: Я бы Ваш вопрос разделил на две части: физическую и лирическую. Начнем с физической. Большой процент выпускников, которые устраиваются с помощью родителей, отчасти объясняется изменившейся структурой экономики. Если раньше существовала система распределения и трудоустройство через ВУЗы, то она сейчас полностью исчезла. Это первое.
Второе: сама экономика была гораздо больше. Раньше в Москве много было заводов, фабрик. Идешь по улице, и всегда висела доска: «Требуются, требуются, требуются». Не надо было идти к папе или маме, чтобы найти работу. Просто приходишь в отдел кадров на предприятие или в организацию (даже может быть недалеко от дома) и говоришь: «Я хочу…» Дальше тебя устраивают. Теперь этого нет и не существует предприятий. Сузился рынок труда, появилась ситуация с трудовыми мигрантами, которые объективно рынок труда «съедают». Из этого следует то, что в этой экономике приходится устраиваться через родных, близких и друзей. Возможность свободного трудоустройства сузилась. Экономика: а. уменьшилась; б. изменилась по структуре.
В советское время существовало понятие «устроиться по блату» в институт или на работу.
Сергей Михеев: Токарем по блату не надо было устраиваться (смеется). Или даже инженером: если техническая специальность «инженер», то не было проблемы. По блату устраивались на блатные места, где можно было поменьше работать и побольше получать, была возможность продвигаться по службе, ездить в загранкомандировки. Но это был меньший сегмент, чем обычное трудоустройство. Даже если не нашел работу по месту жительства, закончив любой ВУЗ, тебе всегда говорили: «За Уралом много строек, там люди нужны». Сейчас этого нет.
Что касается лирической части: надо помогать или не надо. В разных случаях по-разному. Родители несут ответственность за своих детей перед Богом, собственной совестью, перед жизнью. Поэтому они должны помогать своим детям. Вопрос в том, насколько помощь должна иметь разумные пределы. Когда родители не дают свободы выбора, это плохо. Должны ли родители участвовать в жизни детей? Думаю, до какого-то момента должны. Здесь надо искать золотую середину. В каждом конкретном случае она может быть разной. Если дети готовы идти по стопам родителей, это одно – у вас есть целая система возможностей им помочь. А если они «перпендикулярно» вашей жизни, то и захотите им помочь, но не сможете. Жизнь, с одной стороны, похожа; но, с другой стороны, нюансов столько, что есть большое количество вариантов.