Я начинаю публиковать постепенный перевод великолепной и очень интересной книги Секреты Шотокан Карате. Мне приходится самому лично делать этот перевод. Мой труд переводчика никто не оплачивает. Единственная моя надежда на монетизацию моего канала на Дзен.ру, на котором я выкладываю данный перевод. Чем быстрее вы подпишетесь на мой канал и чем больше будет подписчиков, тем быстрее я смогу продолжить работу по переводу всей книги, которая читается на одном дыхании и может оказаться очень интересной для любого человека, который интересуется историей карате.
СЕКРЕТЫ КАРАТЕ
Введение в первое издание (2004 г.)
Книга «Секреты Шотокан» задает и отвечает на ряд важных вопросов о прошлом и будущем жесткого каратэ. Первый вопрос: как появилась эта книга?
Эта книга началась как невинный поиск изображения Ясуцунэ Азато, первого учителя мастера шотокан Гичина Фунакоши. Историки каратэ говорят, что нет известной фотографии Азато, но я хотел повесить ее на стену в моем сётокан додзё. Я не мог поверить, что никто никогда не фотографировал Азато. Я превратил поиск этой картины в мое двухлетнее хобби.
Азато был членом двора короля Сё Тай в замке Сюри на Окинаве, правление которого началось незадолго до Гражданской войны в США. Наверняка, решил я, кто-то сделал дагерротипную фотографию короля и его советников во время какой-то важной церемонии. Должно быть, была коронация, или свадьба, или какое-то другое событие, достойное фотографии. Я искал это фото. Я изучал книги по истории Японии и Окинавы. Я копался в первоисточниках. Я отправил письма специалистам. Я делаю ставки на редкие японские книги на аукциоах. Я рыскал по Интернету в поисках подсказок. Я даже научился интерпретировать символы кандзи на английском языке, поэтому я мог переводить подписи к японским книгам. В конце концов, Азато, к сожалению, остался таким же неуловимым, как и прежде, но по пути я обнаружил замечательное окно в раннюю историю карате.
На протяжении более тысячи лет Окинава импортировала боевые приемы без оружия из Китая без особого развития искусства. Окинавцы, похоже, довольствовались использованием приобретенных навыков, внося в них лишь незначительные изменения. Затем внезапно, в середине 1800-х годов, группа окинавских лордов отказалась от своих традиционных китайских боевых навыков и начала практиковать новую и очень смертоносную форму рукопашного боя.
Новое искусство, получившее название Сюри-тэ, коренным образом отличалось от традиционного чуань фа. По сравнению с китайскими боями новое искусство было поразительно безжалостным. В новом стиле не предпринимались попытки усмирить противника с помощью болезненных ударов по нервам или обездвиживающих суставных замков. Вместо этого каждый элемент нового искусства ставил своей главной целью полное уничтожение противника за одну или две секунды. Мы признаем это искусство сегодня как первое появление жесткого стиля, линейного карате.
Сюри-тэ был основан на подавляющем воздействии и в значительной степени игнорировал навыки захвата и подчинения, которые использовались традиционным чуань фа. Это была не просто естественная эволюция цюань фа, основанная на накоплении небольших различий с течением времени. Это была внезапная революция в начале 1800-х годов, которая требует объяснения.
Историки каратэ проделали впечатляющую работу по сбору случайных фактов, историй, легенд и предположений о первых мастерах каратэ Сюри-тэ. Они показали нам картину грозных мужчин, тайно отрабатывающих удары на своих макиварах глубокой ночью. Историки усердно копались, сравнивая приемы и записи с легендами и слухами, ища происхождение каждого отдельного элемента современного каратэ. Они проделали выдающуюся работу по сбору мельчайших фрагментов головоломки каратэ.
Я их глубоко уважаю, но думаю, что они что-то упустили. Мы уже знали, что мастера Сюри-тэ делали ночью. Незаданный вопрос: что они делали днем?
Когда вы читаете об истории каратэ, то быстро узнаете, что каратэ возникло на крошечном острове Окинава в Восточно-Китайском море. По мере того, как вы читаете внимательно, вы понимаете, что жесткое каратэ зародилось в Сюри, столице страны Окинава. Еще немного чтения показывает, что все мастера Сюри были рыцарями и дворянами, лордами окинавского общества. После изучения истории самой Окинавы постепенно становится понятно, что господа были не просто праздными дворянами, как мы наивно ожидали. На самом деле они были трудолюбивыми служащими национального правительства Сюри.
Резиденция правительства Окинавы представляла собой небольшую группу зданий в центре замка Сюри. Замок не очень большой, и большая часть офисных помещений находилась в четырех деревянных зданиях, окружающих центральную площадь. В частности, одно здание, Сейден, было королевским офисным комплексом и тронным залом. В обычный рабочий день 1850-х годов Сейден и прилегающие к нему здания были полны знаменитых мастеров карате, усердно трудившихся, администрируя правительство Окинавы.
Мастера Сюри выполняли рутинные правительственные функции в кабинетах всего в нескольких ярдах от тронного зала. Говоря современным языком, они были коллегами. Они работали вместе каждый день, некоторые из них вместе шли на работу утром и вместе возвращались домой вечером. Они планировали и выполняли правительственные проекты, сталкивались и решали национальные проблемы, консультировали короля и вместе управляли страной.
А в середине 1800-х они вместе изобрели линейное карате.
Сюри не был тихим местом в 1800-х годах. Национальные интересы Японии, Китая, Европы и Америки роковым образом столкнулись в Сюри 19-го века, что навсегда изменило Окинаву и Японию.
Сюри не было тихим местом в 1800-х годах. Национальные интересы Японии, Китая, Европы и Америки роковым образом столкнулись в Сюри 19-го века, что навсегда изменило Окинаву и Японию. Министрам в этот период угрожала реальная физическая опасность, но у них не было ни одного оружия для собственной защиты. У них были только голые руки. Это ситуация, которую я называю «Горнило Сюри».
В центре этой бури стоял Сокон «Буси» Мацумура, блестящий фанатик, чья приверженность боевым искусствам граничила с безумием. В течение 50 лет Мацумура был военным офицером, ответственным за безопасность королевской семьи Окинавы и министров Сюри. За это время Мацумура столкнулся со многими группами разгневанных вооруженных противников. Под невыносимым давлением Горнила Сюри Мацумура превратил мягкие приемы китайского чуань фа в новый вид рукопашного боя, в котором один удар мог быть столь же решающим, как выстрел из пистолета.
Эта книга основана на исторических фактах и содержит более 250 сносок. (516 в текущем издании.) Справочная информация о людях, датах и геополитических событиях не может быть серьезно оспорена. Мы вынуждены полагаться на неподтвержденную информацию и устную традицию, чтобы внести в историю личности людей того времени. Хотя анекдоты поучительны, несомненно, некоторая часть этой информации была преувеличена, изменена, неправильно понята, скрыта или даже выдумана. В какой-то момент и факты, и устные рассказы подводят нас, и мы должны заполнить эти пробелы, руководствуясь собственным боевым опытом и здравым смыслом. Однако исторический контекст довольно четко определяет тактическую проблему Мацумуры. Нам легко узнать его решение проблемы, потому что линейное карате подходит к тактической задаче, как ключ к замку.
Есть упущенные из виду документы, которые показывают нам Горнило Сюри в действии. Один из них представляет собой двухтомное повествование об экспедиции коммодора ВМС США Мэтью Перри в Японию в 1853 году. Другой - личный дневник Перри, который он вел во время этой экспедиции, который был опубликован только через 100 лет после его смерти. Перри вел переговоры с министрами Окинавы и не был доволен результатами. Он насильно привел 200 морских пехотинцев США в замок Сюри, чтобы выразить свое неудовольствие. В повествованиях Перри об этом событии мы видим нечто действительно особенное: мы видим, что мастерство каратэ Сюри делало днем. То, что они видят их за работой, раз и навсегда объясняет, почему они каждую ночь не спали допоздна, учась убивать голыми руками.
Тактическая задача Мацумуры была уникальной и не повторялась нигде в мире. Он столкнулся с противниками и оружием, которые вас удивят. Его тактические применения были злобными и практичными даже для сегодняшних уличных сценариев. Неудивительно, что из этого родилось уникальное боевое искусство. Горнило Сюри открывает совершенно новые возможности для интерпретации ката шотокан (и ката многих родственных стилей каратэ).
Я начал с поиска изображения Азато, а закончил совершенно новым взглядом на жесткую историю и бункай. По пути я открыл для себя много интересных вещей, которые значительно обогатили мои собственные уроки шотокан. Даже если вы не согласны с моими выводами, обещаю, вам понравится читать эту книгу. Мне, конечно, понравилось это писать. И когда вы закончите, вы будете знать о карате и шотокан бункай намного больше, чем когда вы только начинали. Секреты Шотокан карате воплощает каратэ в жизнь.
Награда стоит усилий. Я так и не нашел фотографию Азато, но подошел очень близко.
Брюс Д. Клейтон, доктор философии. Апрель 2004 г.
Введение во второе издание (2010 г.)
Во-первых, я хочу поблагодарить всех, кто прислал мне фотографии Азато! - Вы не найдете их опубликованными здесь, потому что ни один раз не было такого, чтобы хотя бы два человека прислали мне фотографию одного и того же человека. Прежде чем мы придем к выводу, что изображение — это Азато, Итосу или Мацумура, нам нужно увидеть одно и то же лицо более чем на одном изображении. Насколько я знаю, этот поиск продолжается.
Не так давно было сложно собирать практическое применение (бункай) шотокан ката, потому что японские мастера демонстрировали только два применения ката, и это всегда были одни и те же два применения. Эти применения часто оказывались очень непрактичными.
Затем изменились две вещи. Японское господство над карате начало исчезать. Японские мастера старой гвардии начали уходить на пенсию, а их место занимают западные мастера с полувековым стажем. Многие из этих мастеров прошли перекрестное обучение боевым искусствам и борьбе. Они десятилетиями молчали из уважения к великим старцам, но та эпоха закончилась. Теперь учителя открыто говорят о применении шотокан в джиу-джитсу.
Вторым изменением стало распространение цифровой связи по всему миру. В прошлом ваши одноклассники были вашими единственными друзьями в искусстве. С развитием Интернета мы внезапно получили доступ к студентам и преподавателям со всего мира. Через веб-сайты обмена видео мы можем заглянуть в додзё любого воинского искусства, чтобы увидеть, чему они учат.
Многие люди преподают ката хейан через призму интерпретаций дзю-дзюцу. Я познакомился с такими людьми, как Гэри Симпсон и Колин Ви из Австралии; Том Фробель из Вермонта; Пол Лопрести из Филадельфии; Джастин Батлер из Денвера; и Джейн Абернети, Питер Кларк и Стив Лик из Англии; все они открыто продвигают приемы захватов, которые они видят в ката шотокан.
Критический момент наступил, когда в 2006 году Иэн Абернети опубликовал свой DVD о применении хейан. За два часа Иэн показал нам больше о практических боях, чем я видел за десятилетия занятий карате. Обьяснения Иэйна были жестокими и эффективными, и он сопоставлял несколько техник с каждым кластером ката хейан. DVD Иэна был демонстрацией практического боя, который заставил традиционного учителя карате довольно сильно ударить в грязь лицом.
Такие специалисты по карате-дзюцу, как Иэн, внесли существенный вклад в наше понимание нашего наследия ката, и все же в некотором смысле все они промахнулись. Их ката-приложения — это случайные идеи без какой-либо объединяющей темы. Они не преподают урок, которому должны были научить ката.
Хэйан ката Итосу дисциплинированы, симметричны, сбалансированы, отточены и организованы. Применение (бункай) хэйан должны быть организованы так же, как и сами ката. Эти применения не могут быть случайным рядом разрозненных, несвязанных методов без какой-либо преемственности от одного кластера к другому. Разум Итосу так не работал.
Я собрал все боевые искусства или боевые приемы, которые смог найти, которые имели хоть какое-то сходство с кластерами хэйан. Не имело значения, каков мог быть источник техники, потому что все боевые искусства пересекаются. Всякий раз, когда я находил подходящее соответствие между техникой и группой ката, я внимательно изучал техники, которые обычно преподаются вместе с первой. Я проверил окружающие кластеры ката, чтобы увидеть, напоминают ли они соответствующие техники. Я начал строить цепочки применений, которые имели смысл в контексте друг друга.
Однажды я наложил серию приемов обезоруживания штыком на вторую половину хейан годан. Все стандартные боевые уроки по обезвреживанию противника с винтовкой присутствовали в хейан годан, и движения были там в пошаговом порядке! Могли бы Мацумура и Итосу преподать такой урок своим новобранцам? Да, без вопросов. Они не раз сталкивались с винтовками и штыками. Я посмотрел на первую половину той же ката и понял, что все эти группы можно объяснить как приемы обезоруживающего джиу-джитсу, и они также будут работать против сабли. Неужели Мацумура и Итосу столкнулись с саблями? Именно так и было! Офицеры Перри носили сабли, когда вторглись в Сюри.
Ката хейан годан — это борьба с морскими офицерами и морскими пехотинцами Перри. Каждое движение в ката может быть направлено на достижение этой цели, а применения образуют цепочки возрастающей безжалостности. Итосу, казалось, говорил: «Попробуй это. Если это не сработает, переключитесь на это». Все ката внезапно обрело смысл на нескольких уровнях. Урок был организованным, полным и беспощадным.
Это породило новые вопросы. Если мы сражались с солдатами Перри в Хэйан Годан, то с кем мы сражались в Хэйан Йондан? Хэйан Сандан? Хэйан нидан? Мне потребовались годы дополнительных исследований, чтобы найти эти ответы.
Первая половина этой книги посвящена истории каратэ в 19 веке, вплоть до Второй мировой войны. Во второй половине представлен поиск применений ката хейан. Это был поиск всей жизни.
Мастера боевых искусств прошлого говорили нам, что цель нашего обучения — не непобедимость, а смирение. Нет более быстрого пути к смирению, чем издание книги. Вы показываете миру все, что нашли, и мир указывает на то, что вы упустили. Для меня этот процесс был радостным. Большинство сенсеев гордились бы тысячей учеников. У меня тысяча учителей.
Если что-то в этой книге оскорбляет вас, я очень сожалею об этом. Мне не нравится доставлять людям дискомфорт. Тем не менее, здесь можно сказать суровую правду, а кое что нельзя сказать мягко. Ваш комфорт на этих страницах не гарантируется. Надеюсь, вы согласитесь, что любая боль того стоила, потому что этот путь ведет всех нас в более широкий и светлый мир карате.
Брюс Д. Клейтон, доктор философии. март 2010 г.
Внимание! Данный перевод стал возможным только благодаря финансовой помощи, полученной от компании Эконом-Офшор https://www.gloffs.net/index.html
Эконом Офшор это помощь в регистрации иностранных компаний, счетов в зарубежных банках несмотря на санкции против РФ. Также недавно специалисты компании Эконом Офшор разработали способ, который позволяет дизайнерам зарабатывать деньги на Западе несмотря на санкции. Подробно об этом написано по следующему адресу: https://www.gloffs.net/printful.html