Возраст оперных персонажей - категория довольно растяжимая. Обычно он определяется на глазок: Джильда юна, Дон Жуан молод, Иван Сусанин в возрасте, а Графиня из "Пиковой дамы" стара. Кажется, ни один композитор, сочиняя оперу, не уточняет возраст его героев в числовом измерении. Кроме Чайковского.
В 👉рукописи либретто "Евгения Онегина" он точно указал, сколько кому лет. Эти цифры могут показаться довольно неожиданными. Но сначала о том, зачем вообще он это сделал.
Особая опера
Дело в том, что Чайковский совершенно особым образом относился к этой опере. Ни к одному другому своему сочинению он не испытывал таких нежных чувств, как к «Евгению Онегину»: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её», а проигрывая написанное, он, по его словам, «до слез восхищался музыкой».
Естественно, что Чайковский сделал всё, чтобы новая опера понравилась и публике тоже, и тщательно готовил премьеру. Он писал многочисленные указания постановщикам: и чтобы костюмы непременно были в духе пушкинской эпохи, и чтобы оперный хор не выглядел, как он писал, "стадом овец". И особенно его волновали исполнители главных партий.
Для него было очень важно, чтобы драма юных сердец была представлена юными же певцами, а не "ветеранами и ветераншами, которые без всякого стыда берутся, подобно Александровой, Коммисаржевскому ... за роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юношей!" (из его письма Надежде фон Мекк).
Ради этого Чайковский был готов даже пожертвовать качеством исполнения и настаивал на том, чтобы опера была поставлена силами ещё не до конца обученных студентов Московской консерватории, а не казённой труппой видавших виды профессионалов.
Своими указаниями конкретного возраста персонажей он акцентирует этот важный для него момент. "Татьяне - 17", пишет он, как бы упреждая претензии сорокалетних сопрано на эту роль.
А что у Пушкина?
Возможно также, что он уточнял возраст героев для исполнителей, поскольку у Пушкина с этим нет полной ясности.
Из содержания "Онегина" и писем Пушкина нам известно точно только следующее: в начале этой истории Татьяне семнадцать лет, она старше Ольги, Ленскому практически столько же ("без малого ... осьмнадцать лет"), а Онегин примерно в это же время (или чуть позже) достиг "двадцати шести годов". Возраст остальных персонажей примерно вычислен пушкинистами путём сопоставлений и умозаключений на основе анализа текста.
Из них следует, что на момент знакомства Татьяны с Онегиным Ольге, скорее всего, 16, Евгению - 26, "старушке" Лариной (матери сестёр) где-то к сорока, а "важный генерал" (муж Татьяны) не намного старше Онегина - года на 2-3, по мнению Юрия Лотмана, или на "полдюжину лет" по мнению Владимира Набокова, то есть - 30 с небольшим.
Чайковский Лотмана с Набоковым, разумеется, не читал и сделал собственные выводы о возрасте героев "Онегина". По автографу либретто видно, что иногда Чайковский колебался в цифрах и делал исправления. В итоге написанное им вызывает некоторые вопросы.
Татьяна - младшая сестра?
Первое, что бросается в глаза в пометках Чайковского - возраст Ольги. Напротив её имени автор хоть и с помаркой, но вполне отчётливо выводит "18". Татьяне при этом по его сценарию 17. Получается, что Ольга в опере не младшая, а старшая сестра.
Тут можно предположить, что Чайковский корректировал Пушкина в силу оперной необходимости: он отталкивался от вокальной диспозиции (распределения голосов по персонажам).
Поскольку главной лирической героине ( Татьяне) по всем оперным законам полагалось петь сопрано, и иначе быть просто не могло, Ольге - её антиподу - надо было дать другой, контрастирующий голос. Меццо-сопрановые партии в "Онегине" уже были заняты (Ларина и няня), поэтому Чайковскому ничего не оставалось, как ради разнообразия написать роль Ольги для контральто - самого низкого женского голоса. Поэтому вокально, на слух, она стала "выглядеть" старше Татьяны. Не исключено, что Чайковский решил обосновать это впечатление, назначив ей позицию старшей сестры.
Но дальше по ходу текста либретто неожиданно происходит обратная рокировка. Когда в первой картине Ленский приводит своего приятеля к Лариным, Онегин задаёт ему вопрос точно по тексту Пушкина: "Неужто ты влюблён в меньшую?", имея в виду не Татьяну, а Ольгу. И это тоже выписано рукой Чайковского.
Как понимать такое противоречие? Возможно, это банальная ошибка, допущенная вследствие спешки или какой-то другой причины. "Евгения Онегина" Чайковский писал очень быстро, в состоянии яркого творческого горения.
"Очень милая старушка" Ларина
Так высказывается о матери Ольги и Татьяны Евгений Онегин.
Исходя из возраста дочерей, ей могло быть максимум сорок с небольшим. В наши дни дамы такого возраста носят одежду в подростковом стиле и охотно откликаются на "девушку". Но для Пушкина и его героя Онегина она, безусловно, "старушка", хоть и "очень милая". Категории возраста во времена действия романа (1820-е) были совершенно отличными от сегодняшних.
Хотя, конечно, если бы Прасковья Ларина жила не в деревне, не пила бы то и дело чай из самовара, не носила "на вате шлафрок и чепец" и не развлекала гостей разговорами "про дождь, про лен, про скотный двор...", а была бы, к примеру, хозяйкой модного светского салона в Санкт-Петербурге, как, к примеру, сорокалетняя Авдотья Голицына, вряд ли Пушкин назвал бы её старушкой.
Русский художник Алексей Орлов запечатлел Голицыну примерно в этом возрасте в образе весталки:
По всей видимости, Чайковский такие нюансы не учитывал и пушкинское "старушка" понимал буквально. Более того, он перевёл её в совсем уж безнадёжный ранг "старухи". В описаниях мизансцены первой картины оперы, где Ларина и Филиппьевна (няня) варят в саду варенье, Чайковский так и пишет о них: "обе старухи".
В автографе либретто видно, что Чайковский колебался, определяя возраст Лариной. Сначала (видимо, прикинув, сколько могло бы быть матери семнадцатилетней дочери) он намеревался "назначить" ей сорок с чем-то лет, но потом решил, что это не очень соотносится с образом "старушки". В его время (оперу он писал в 1877-78) критерии возраста уже значительно изменились. Из исправлений автографа можно понять, что Чайковский, подумав, подтянул её возраст до своего представления о старости: он переправил четвёрку на пятёрку и написал - "Лариной 56".
Так Ларина стала у него "старухой", по возрасту годящейся своим собственным дочерям в бабушки.
Кстати, сам Чайковский начал говорить о своей старости, когда ему было ещё довольно далеко до пятидесяти. И даже для молодого Рахманинова пятидесятилетний Чайковский был уже "стариком". Так он назвал его в одном из писем начала 1890-х годов.
Онегин, Ленский и муж Татьяны
Онегин у Чайковского моложе, чем у Пушкина. В начале оперы ему 22, а в конце 26. Вероятно, строчку романа "дожив без цели, без трудов
до двадцати шести годов" Чайковский отнёс на момент возвращения Онегина в Петербург.
Владимир Ленский наоборот - старше. По не очень понятной причине Чайковский добавил ему год (19 лет).
Кроме них, в опере есть ещё один довольно важный персонаж мужского пола - князь Гремин, муж Татьяны. Чайковский вывел его на свет оперной сцены из самого дальнего ряда действующих лиц пушкинского "Онегина", где он, кажется, единственный не имеет вообще никакого имени, просто "какой-то ... генерал", "князь N", "муж Татьяны".
Но для оперной драматургии, где принято строить сюжет на любовном треугольнике, этот почти карикатурный ("толстый", "важный") муж сильно вырос в своём значении. Чайковский дал ему имя - Гремин - и в первом варианте сценария даже хотел написать целую отдельную картину в третьем действии о том, как Татьяна знакомится с этим генералом и выходит за него замуж.
Потом он передумал и вместо этого дал ему небольшой эпизод в сцене петербургсекого бала. Здесь Гремин к жгучей досаде Онегина рисует ему картину своего счастья с Татьяной. Речь о прекрасной арии, которая начинается словами "Любви все возрасты покорны".
Эта строчка превратилась в расхожую сентенцию, почти поговорку, именно благодаря опере, и смысл, который обычно в неё вкладывают (никогда не поздно любить), ровно противоположен тому, который имел в виду Пушкин. Достаточно сравнить оригинал и его пересочинённый Чайковским вариант в оперном либретто. Общее у них - только первая строчка. Это классический случай того, как можно вырвать фразу их контекста и построить на ней новое умозаключение:
Дальше Гремин рассказывает Онегину о том, как любовь к Татьяне осветила ему жизнь и зажгла в нём "и молодость, и счастье".
Мужа Татьяны Чайковский представлял себе как пожилого человека.
И не только он: "стариком" назвал его в своей речи 1880 года, посвященной Пушкину, Достоевский, да и любой, кто впервые читает "Онегина", видит в "важном" генерале человека, скорее, немолодого. К тому же, таким он изображён на большинстве иллюстраций к роману.
Листайте ➡
К выводу о том, что это может быть и не так, приходишь только после некоторых размышлений и сопоставлений.
Точно так же музыка арии Гремина не оставляет сомнений в том, что он немолод. Чайковский даёт ему соответствующий такому возрасту голос - бас, и пишет мелодию, которая разворачивается неторопливо, размеренно и степенно, как речь умудрённого жизненным опытом человека.
За 150-летнюю историю постановок оперы сложилась традиция давать эту роль басам самого почтенного возраста. Точнее сказать - не существует баса, про которого можно было бы сказать, что он слишком стар для этой партии.
Листайте ➡
Здесь арию Гремина поёт Марк Рейзен в возрасте 90 лет:
На самом деле Чайковский не имел в виду совсем уж преклонный возраст для этой роли. В указаниях к либретто он пишет: "Гремину 45".
Ещё о "Евгении Онегине" Чайковского можно почитать здесь 👇
Все статьи канала о Чайковском здесь 👇
Если хотите погрузиться в "Евгения Онегина" Пушкина с головой, читайте подборку канала Архивариус Кот 👇