Чтобы гуидак попал к потребителю, его надо добыть оттуда, где он окопался. Задача, в общем, несложная, зато трудоёмкая. Рассказываем, что из себя представляет работа добытчиков «моллюска-хобота».
Япония отдыхает!
Известно, что в деле добычи и разведения всевозможных «морских гадов» впереди планеты всей уверенно идёт Страна восходящего солнца. А вот что касается гуидака, здесь пальму первенства держит регион, который американские источники называют «Тихоокеанский Северо-Запад». Это в первую очередь штат Вашингтон и граничащая с ним канадская провинция Британская Колумбия. Система проливов и заливов между материком и островом Ванкувер неофициально зовётся «Салишское море», по имени группы индейских народов, в которую входят носители языка лушутсид – это из него название нашего моллюска. Здесь добывают львиную долю мирового улова «ракушек-хоботов», а именно представителей вида Panopea generosa – самых многочисленных и крупных в роде Panopea. Интересно, что сами добытчики свои трофеи едят нечасто и почти весь улов продают в Восточную Азию. И снова японцы, при всей их любви к дарам моря, - не главные потребители этого товара. Подавляющее большинство гуидаков закупает Китай.
Чингачгук – Большой Подводный Змей
Широкой добычи гуидаков, как гребешков или камчатских крабов, по сути не ведётся. Роющих моллюсков ведь не загребёшь драгой и не заманишь в ловушки. Поэтому отдельные смельчаки спускаются на глубину и выкапывают их из грунта под водой. Нашёлся репортаж из американской The Wall Street Journal именно про таких ныряльщиков. Любопытно, что промысел отдан на откуп ассоциации индейцев салишской группы; она ведёт лов в регионе Пьюджет-Саунд, на древней родине индейцев – авторов термина «гуидак». В распоряжении ассоциации суда и водолазное снаряжение, а ещё они освобождены от налогов как представители коренного населения. В общем, попасть в число охотников за моллюсками – большая удача для индейца. На поиски добычи отправляются, судя по фото, не аквалангисты, а тяжёлые водолазы. Они проводят под водой долгое время, добывая гуидаков и складывая их в большие авоськи (на нашем Дальнем Востоке их называют «питомзы»). По мере наполнения сетки поднимают на борт, а по окончании рейда улов везут на заводик, где его упаковывают в лёд и как можно скорее отправляют за океан, большей частью в Китай. Работник этого предприятия, тоже коренной индеец, говорит, что старшие представители его племени не прочь полакомиться «моллюском-хоботом», но сам он после долгой и трудной смены видеть их не может.
Дождись отлива – и копай
Так как гуидаки любят селиться в приливной зоне, можно вырыть их из песка во время отлива. В том же регионе Пьюджет-Саунд этим заняты, судя по видеороликам, все кому не лень. Нашлись сюжеты, в которых люди, явно просто любители, выходят на «охоту» с лопатами, чадами, домочадцами и собачками. Для обнаружения моллюсков грунт поливают водой из пульверизатора – там, где сидит гуидак, из песка выбрызгивается струйка. Тогда это место энергично раскапывают лопатой, ложатся и лезут, пачкаясь в грязи, рукой по самое плечо в грунт. Усилия вознаграждаются: в одном сюжете мужик вытащил моллюска с сифоном больше полуметра! Есть ещё гидравлическая труба, которую вставляют в песок, и она по принципу шприца втягивает его и делает яму. Наконец, есть технология гидроразмыва: работник размягчает грунт струёй воды из шланга и, утопая по плечо, по колено и даже по пояс, тащит из образовавшейся жижи вожделенную добычу. На одном снимке парень буквально погрузился в работу с головой: наружу из ямы торчат только ноги.
Растить только учимся
Гидроразмыв как способ добыть ракушки из грунта используется обычно на фермах по разведению гуидаков. Это не очень распространённая в мире технология аквакультуры. Xозяйства есть опять же в штате Вашингтон и Британской Колумбии, потому что тамошняя популяция дикого гуидака считается истощившейся. Первые опыты по разведению P.generosa в этом регионе относятся к 90-м годам. Пробуют выращивать этот же вид в южной части Аляски и местные виды P.globosa и P.zelandica – в Мексике и Новой Зеландии. Это, если верить Википедии, пока все попытки человечества растить гуидаков искусственно. Насчёт дальневосточного вида P. japonica Свободная энциклопедия презрительно сообщает: «Встречается в Корее и Японии, но в данных странах нет жизнеспособной коммерческой отрасли по выращиванию этого вида». И уж совсем в арьергарде, к сожалению, плетётся родное отечество: согласно докладу учёных из Приморья, только в 2017 году в заливе Петра Великого обнаружена популяция вида P. japonica, пригодная для осторожного лова «в присутствии научных наблюдателей». Для 2022 и 2023 годов рекомендовано к вылову всего по 10 тонн моллюсков.
«Сама садик я садила»…
В Сети нашёлся фильм про работу гуидаковых акваферм в Салишском море. Технология такова: берутся из моря взрослые особи (как поясняет специалист, примерно 7-20 лет от роду), сажаются в садки, потом посредством подкормки и изменения температуры воды принуждаются к нересту – выбросу половых клеток. Получившихся личинок, как только их можно разглядеть, собирают и отсаживают в другие садки – со слоем песка. Дожидаются, когда подросшая до 5-10 миллиметров молодь начинает пробовать закапываться. Тогда её в специальных защищённых контейнерах с песком погружают в море. Через полгода ракушки дорастут до размера, позволяющего зарыться в естественный грунт приливной зоны – вот туда их и отправят. «Посадочные» участки огромны – у одной такой фермы в Пьюджет-Саунд больше 100 участков площадью от 0,2 до 5 гектаров. Каждое «гнездо» с несколькими гуидаковыми «детьми» огораживают где сетчатой, а где сплошной пластиковой трубой. Когда они достаточно глубоко закопаются, то есть через 1-2 года, трубы снимают. Остаётся пустяк: подождать ещё года четыре-пять, пока моллюски наберут вес в килограмм или больше, и можно выкапывать при помощи того же шланга. В год на ферме могут добывать до 700 тысяч особей гуидака. Каждую вытащенную из грунта ракушку перетягивают резинкой, потому что само животное не может держать створки достаточно плотно сжатыми. С резинкой же ракушка жива ещё часов 15. На лёд, в транспорт – и на стол к любителям экзотики!