Торжественно клянусь, что замышляю шалость и только шалость! Сегодня, дорогие волшебники, мы празднуем день рождения величайшей из великих — Джоан Роулинг, но для нас она просто мама Ро. Сложно взять и переоценить ее вклад в детскую литературу, а вот недооценить вполне себе возможно. Сегодня я как почетный (но очень грустный) носитель звания «Заучка Грейнджер», обладатель бузинной палочки (а это, между прочим, один из Даров Смерти!) и дипломированный выпускник факультета Слизерин хочу познакомить вас с творчеством писательницы.
Творческий путь Джоан начался в 1990 году, когда она на пробу написала несколько глав о мальчике, что должен был учиться в школе волшебства. Откуда возникла идея и потребность воплотить эту историю? Роулинг и сама не знает. Просто однажды поняла, что из головы не выходит мысль о каком-то Гарри Поттере. В связи с навязчивой идеей она даже уволилась с работы, решив, что всегда сможет найти новую, если с мальчиком-волшебником ничего не выгорит. А если выгорит, то почему бы и не пробовать себя и дальше в писательском мастерстве? Не зря ведь она изучала классическую филологию.
По признанию самой мамы Ро, писала она с самого детства. То одно, то другое, то рассказы, то эссе. Никогда и ничего не получалось масштабного или заслуживающего внимания. Хотя она и рассылала свои наброски и законченные работы по издательствам — результата не было никакого. Кто знает, как сложилась бы судьба растерянного тощего очкарика, если бы над его историей Джоан работала бы так же, как над всеми до него. Но когда писательнице пришла в голову идея сказки, под рукой у нее не было ни ручки, ни бумаги — она была в поезде, который не торопился отправиться со станции. Поэтому Роулинг была вынуждена лишь прокручивать все идеи в голове, обдумывая, наращивая слой за слоем подробности. Образы не отставали от нее. И дома она смогла выплеснуть всë на бумагу. Вместе с зачатками сюжета выплеснулось главное — горе от потери матери. Одиночество, страх, боль и отчаяние она перенесла в сюжет, вплетя их искренне и умело в канву повествования. Она наделила Гарри своими эмоциями, сделав его более понятным и живым, а себя — освобожденной. На написание «Философского камня» ей понадобилось долгих 5 лет. Итак, в 1995 году мама Ро дописала первую рукопись о мальчике-который-выжил. Но все издательства, в которые она отправила ее, дали отказ. Большим чудом стало то, что дочь председателя издательства Bloomsbury как-то прочитала первые главы книги и потребовала продолжения истории. Издательство заключило контракт с Роулинг на публикацию первой книги (посоветовав стать Дж. К. Роулинг, чтобы не отпугнуть мальчишек, которые не стали бы читать книгу, написанную женщиной), но сказали не питать надежд и иллюзий, да найти всё же другую работу. Сегодня смешно слышать, что самой Джоан Роулинг было сказано, что на детских книгах не заработать денег.
В 1997 году, когда вышла первая книга, Роулинг получила грант на написание продолжения. А также выиграла премию Smarties. Эту же премию она получила и за «Тайную комнату», и за «Узника Азкабана», а вот «Кубок огня» премии не получил. Потому что мама Ро настояла на том, чтобы книга была снята с номинации, и другие получили возможность победить. Тем более она и так вошла в историю как писательница, которая первой получила премию Smarties три раза подряд.
Нужно ли мне расписывать достоинства серии книг о Гарри Поттере? Большинство из нас на них выросло, мы зачитывались ими, ждали каждой новой с нетерпением. После «Кубка огня», например, нам с мамой так нетерпелось узнать продолжение истории, что мы нашли машинный перевод «Ордена феникса», распечатали его (представляете себе эту стопку листов?) и читали, умирая от счастья, что имеем возможность прикоснуться к продолжению раньше выхода официального перевода. Думаю, наш случай не уникальный — все хотели узнать продолжение истории как можно быстрее, ведь от книг невозможно было оторваться.
Именно благодаря Гарри Поттеру мама Ро стала мамой Ро. Вместе с ее Гарри взрослели миллионы детей, которые мечтали получить письмо из Хогвартса и оказаться в том самом волшебном мире. Очевидно, что сначала писательница и не рассматривала свое начинание как что-то грандиозное и масштабное. Отсюда некоторые сюжетные дыры и нестыковки, за которые нынче любят вселенную журить. Да и надо отметить мое личное мнение — язык у книг простоват, не отличается глубиной и изящностью. «Гарри Поттер» навсегда войдет в историю литературы и останется программным циклом самой Роулинг, но станет ли он классикой? Совершенно точно сказать никто не может — новые поколения всё дальше уходят от интереса к вселенной, ведь рынок детской и подростковой литературы ежегодно заполняется новыми именами и книгами. Чувствуя, что может куда больше, Джоан всегда хотела написать что-то еще, но уже для взрослых. Еще с 2000-х она говорила то в шутку, то всерьез о криминальном романе. А еще иногда утверждала, что писать ей следовало под псевдонимом — чтобы не тащить Поттера за собой в новую историю. Мало кто верил, что у писательницы что-то выйдет — слишком уж прибыльной была волшебная вселенная, которая до сих пор не уходит с мирового рынка, став настоящим брендом.
И действительно, стоило объявить о выходе книги «Случайная вакансия» — люди сошли с ума. Они готовы были скупить абсолютно весь тираж нового романа от любимого автора, но… Оказались не готовы к тому, что роман окажется для автора слишком уж новым. Несмотря на то, что мама Ро неоднократно говорила о желании попробовать силы во взрослой литературе, фанаты всё же ждали чего-то уже знакомого и волшебного, чего-то детского. Теория Джоан подтвердилась: ее имя тащит за собой завышенные и конкретные ожидания. Поттероманы не готовы воспринять что-то новое от любимого автора.
Джоан Роулинг - Случайная вакансия
Поэтому новый проект она замыслила так, как давно хотела: с криминальным уклоном и псевдонимом, лишь бы получить честные отзывы на работу, не связанные с ожиданиями и прошлым. Так мы получили роман «Зов кукушки» от Роберта Гэлбрейта в 2013 году. Детективный роман получил премии как лучший дебютный роман и, в целом, достаточно положительные отзывы критиков и читателей. По случайности, халатности или злому умыслу мир узнал правду псевдонима слишком быстро? Жена юриста Роулинг объявила в соцсетях, что за Гэлбрейтом скрывается мама Ро. И быстрое расследование подтвердило это заявление. Мир даже заподозрил, что это был умелый рекламный ход — после раскрытия личности продажи романа выросли на 4000%. Но писательница настаивает: это было предательство, которого она не ожидала.
Роберт Гэлбрейт - Зов Кукушки
Но эта сильная женщина обратила ситуацию в свою пользу. Ведь теперь ей были обеспечены отличные продажи, и при этом она могла продолжать творческий путь от двух лиц. Серия детективов о Корморане Страйке пользуется бешеной популярностью, а мама Ро продолжает заниматься творчеством во вселенной Гарри Поттера и выпускать новые детские книги, отдавая дань жанру, что поставил ее на ноги и сделал одной из самых успешных писательниц в мире. Ждали ли вы, что я буду говорить о скандалах, в которые стала всё чаще попадать мама Ро? Надеюсь, что нет, потому что говорить я об этом не хочу. Сегодня наша тема — творчество. Творчество, на котором выросли миллионы волшебников, что не попали в Хогвартс по какой-то случайности, но прожившие целую жизнь с мальчиком-который-выжил. Каждый год мы пересматриваем фильмы, иногда перечитываем книги, наряжаемся в любимых персонажей, покупаем всевозможный мерч и назубок знаем все необходимые заклинания. Каждый персонаж научил нас важным вещам, вложил частичку себя.
Знаете одну популярную волшебную теорию? По этой теории Джоан Роулинг — это Рита Скиттер, журналистка из «Еженедельного пророка», которая была так впечатлена происходящим в волшебном мире, что не удержалась и описала всё это для магглов. Впервой ли маме Ро прятаться за псевдонимом? Потому теория прекрасна. А если в ней есть хоть доля правды, то с уверенностью можно сказать: шалость удалась!
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская