Найти тему
Гайдаровка

Художник Фан-дер-Флит: розыски загадочной личности

Богданович, Т. Суд над колдуном / Т. Богданович ; гравюры на дереве Н. Фан-дер-Флит и С. Мочалова. – Москва : Ленинград : Государственное издательство, 1930. – 164 с. : ил.
Богданович, Т. Суд над колдуном / Т. Богданович ; гравюры на дереве Н. Фан-дер-Флит и С. Мочалова. – Москва : Ленинград : Государственное издательство, 1930. – 164 с. : ил.

Это уже четвертый пост о книгах Татьяны Богданович. Первые три смотрите тут. Речь идет о повести «Суд над колдуном», которую иллюстрировали два художника: Сергей Мочалов и Н. Фан-дер-Флит. Вот описание издания, которое находится в фонде редких книг Гайдаровки и выложено в оцифрованном виде у нас на сайте:
Богданович, Т. Суд над колдуном / Т. Богданович ; гравюры на дереве Н. Фан-дер-Флит и С. Мочалова. – Москва : Ленинград : Государственное издательство,
1930. – 164 с. : ил.

В прошлый раз мы остановились на том, что этого художника трудно идентифицировать. Казалось бы, людей с такой фамилией в России должно быть не так много и их легко найти. Беда в том, что в разных источниках эта действительно запоминающаяся фамилия пишется по-разному: Н. Фан-дер-Флит, Н. Фан-Дер-Флит, Н. Фандерфлит.
Многие ссылки напрямую указывают на очень интересного человека – Николая Федоровича Фан-дер-Флита. При этом годы его жизни (1840-1896) явно не совпадают со временем, когда делались иллюстрации к книге (напоминаем – год ее издания 1930). Но, может быть, мы слишком дотошны? Вчитаемся в его биографию.

Н. Фан-дер-Флит
Н. Фан-дер-Флит

Действительно эффективный менеджер
Николай Федорович Фан-дер-Флит был успешным чиновником, общественным деятелем, всю жизнь занимался благотворительностью. Он был богат, знатен, счастлив в семейной жизни. И, судя по тому, сколько он успел достичь за свою не слишком длинную жизнь, умел качественно делать несколько дел одновременно.
Сразу после окончания Лицея с золотой медалью в 1860 году он поступает на службу в Ученый комитет Министерства финансов. Одним из первых конкретных дел в Министерстве финансов было поручение разобрать министерскую библиотеку с профессиональной литературой по финансам, экономике, праву, страховому делу, железнодорожным перевозкам и т.д. Библиотека была создана по указанию графа Е.Ф. Канкрина в 1824 г., но к тому времени была в плачевном состоянии, пылилась в подвалах и никем не использовалась. Николай Федорович организовал разбор книг. Они были очищены, систематизированы, фонд пополнился свежими изданиями. Библиотеку перевели в новое помещение, и она стала весьма востребована у служащих министерства.
Через четыре года Николай Федорович становится чиновником для особых поручений Государственного казначейства, а еще через несколько лет – чиновником для особых поручений лично у министра финансов. С особыми поручениями в области экономики он объехал многие губернии, и в неполные 33 года получил чин действительного статского советника, что приравнивалось к званию генерал-майора.
В это время активные люди живо интересовались работой новых земских учреждений. Чтобы принять в ней участие, требовалось дворянское звание и владение значительным земельным участком. Родители согласились купить 27-летнему сыну имение. Так Николай Федорович стал жить в селе Быстрецово Псковского уезда. «Покупка имения …даст мне возможность на практике познакомиться с народом и войти в земство», – писал Фан-дер-Флит. Уже через месяц после покупки имения он был избран земским гласным Псковского уездного земства (и избирался еще девять раз!).

О прелестях жизни в деревне и народном образовании
В Быстрецове Н.Ф. Фан-дер-Флит был сам собою, не стесненный требованиями света.
С раннего утра, в невозможном иной раз костюме, его можно было видеть счастливого, жизнерадостного, довольного всем, неутомимо рыскающего по всему своему имению, не забывая и его окраин, и это делалось все так быстро, так весело, что невольно делалось у самого весело на сердце. То он сам наблюдает как сажают овощи на школьном огороде, то он осматривает земскую больницу, находящуюся почти рядом с его имением и попечителем которой он был; то он сидит в правлении ссудо-сберегательного товарищества, поверяя его книги; не успеешь оглянуться, он на скотном дворе, ухаживает за больною скотиною, на балконе или на дворе ведет длинную беседу с крестьянином … и глубоко сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из них уходил не получив того, за чем пришел. Вот раздаются учащенные удары топора, смотришь Николай Федорович прилаживает купальню. Но вот он, облекаясь в длинное коричневое пальто, надевал фуражку с прямым козырьком ... едет на какое-либо заседание земства во Пскове. Подаются беговые дрожки, выносятся ружья и патронташи ...Николай Федорович, в высоких сапогах, в невозможной куртке, в той же фуражке с прямым козырьком едет на охоту. Это была его единственная страсть.
Большее внимание Николай Федорович уделял народной школе. По выражению одного из местных учителей, он «усыновил свою школу». Сознавая скудность земских средств, он считал своим долгом ежегодно покупать книги для награждения учеников и пополнения школьных библиотек. Но кроме лубка, выбор был очень маленьким. Тогда Н.Ф. Фан-дер-Флит со своим лицейским товарищем начал издание дешевых качественных книг для народа.
Он продолжил заниматься этим благородным делом в Санкт-Петербургском Комитете грамотности, который был создан при Императорском Вольном экономическом обществе «для содействия народному образованию». Сначала Николай Федорович был секретарем Комитета, потом товарищем председателя Комитета грамотности (то есть заместителем председателя). Пять лет он возглавлял созданную при Комитете грамотности комиссию по изданию книг для народного чтения. С 1871 по 1877 год выпустил 300 тысяч экземпляров книг с произведениями известных русских писателей, пожертвовав на это личные средства. Дважды переиздавалась его собственная брошюра «Где и как дешево добыть денег» (СПб., 1871). Нам кажется, неплохо бы ее снова переиздать!
За выдающиеся труды по распространению народного образования в 1887 году Николаю Федоровичу Фан-дер-Флиту присудили Золотую медаль Вольного экономического общества.

Супруги Николай и Елизавета Фан Дер Флит
Супруги Николай и Елизавета Фан Дер Флит

Снова на службу

Николай Федорович пробыл в отставке лишь чуть более пяти лет – затем его вновь пригласили на службу. По делам Русского общества пароходства и торговли возникла необходимость в его постоянном присутствии в Одессе. Там он проработал десять лет, а затем переехал в Петербург. В ноябре 1896 года, недолго проболев, Николай Федорович Фан-дер-Флит скончался. Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. В память о муже вдова Елизавета Карловна Фан-дер-Флит продолжила все его начинания.

В воспоминаниях один из авторов пишет:

С именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита встает в нашей памяти его столь знакомый и полный жизни образ: вот он, среди нас, с его добрыми смеющимися глазами, светло-русой бородкой, бодрой осанкой, веселым и звонким голосом, всем и всегда доступный, снисходительный, готовый помочь и поддержать, вносящий повсюду свет и тепло своей любящей души!»

Достойнейший человек! Свою редкую фамилию он получил от предка-голландца: его прапрадед, строитель кораблей Иван Фан-дер-Флит, в середине 18 века перебрался из Голландии в Архангельск. Вот только нигде не сказано о том, что Николай Федорович Фан-дер-Флит когда-нибудь занимался живописью. Первая версия не подтвердилась. Продолжаем поиски.

Нашли!

В итоге мы все-таки расшифровали загадочного художника. Ею оказалась Наталья Константиновна Фан-дер-Флит. Она прожила почти целый век: родилась в Санкт-Петербурге в 1901, а умерла в 1998 году. Ее мать была учительницей, отец – конструктором яхт. Образование получила на графическом факультете Академии художеств, по специальности «гравюры на дереве» (1926). Была замужем за Н.Л. Бриммером, воспитывала двух дочерей. Кстати, после замужества ее и так не короткая фамилия стала еще длиннее: Фан-дер-Флит-Бриммер.

Художник и ученый

Наталья Константиновна была замечательным гравером по дереву, мастером литографии. Но одновременно в ее биографии есть и такие строки: годы научной деятельности в Российской Академии истории материальной культуры 1919 – 1998. Она была не только художником (член Союза советских художников с 1932 года), но и историком культуры. Основной сферой ее научной деятельности было античное искусство: Наталья Константиновна занималась систематизацией бронзовых изделий из Ольвии.

Николай Федорович и Наталья Константиновна Фан-дер-Флит оказались родственниками, но насколько дальними, выяснить не удалось. Удалось только найти вот такую книгу: Головин П.А. Дворянский род Фан-дер-Флит в ВМФ России. – Санкт-Петербург, 2013. У них действительно был общий предок-голландец, который приехал строить корабли во времена Петра Первого.

Вот и закончилась наша попытка узнать больше об авторе исторических повестей, ныне забытой писательнице Татьяне Богданович и иллюстраторах ее книг Елене Сафоновой, Сергее Мочалове и Наталии Фан-дер-Флит.

Пожалуйста, ответьте в комментариях – интересны ли вам такие книжные расследования?