Красавицы с аквамариновыми глазами в пене кружев, молодые статные дворяне с лихо закрученным атласным чубом, военачальники, поэты, аристократы, декабристы… Передо мной галерея акварельных портретов кисти признанного мастера первой половины XIX века Петра Фёдоровича Соколова.
Когда я вглядываюсь в эти лица, мне начинает казаться, что декорации чудесным образом переменились, и вот уже вокруг бальные залы, откуда доносятся звуки вальса и шорох шелковых платьев, взвивающихся в котильоне; светские гостиные, где щебечут дамы в изысканных туалетах и диковинных шляпках и обмениваются репликами щеголеватые кавалеры, затянутые во фраки; зелёное сукно карточного стола, за которым собрались франтоватые мужчины, и высокие сводчатые окна, многократно отражающие снопы разноцветных искр от хрустальных люстр…
Именно благодаря таланту Петра Фёдоровича Соколова мы можем увидеть воочию, как выглядели современники Александра Пушкина и Петра Вяземского, полюбоваться изысканной прелестью великосветских чаровниц, безупречной выправкой бравых генералов и барственной осанкой высокопоставленных чиновников.
Живописец родился в 1787 году в Москве, где его родители имели собственный дом. О детстве Петра Соколова известно немного: по свидетельству его сыновей, отец художника – человек небедный, но азартный игрок – спустил в карты всё состояние. Дом и имущество ушли с молотка за долги, а глава семьи, не пережив позора своего положения, вскоре умер. Вдова с мальчиком едва сводила концы с концами и наконец перебралась в Петербург к родственникам в надежде определить сына учиться на казённый счёт.
«Из некоторых семейных преданий достоверно, что он был нелюбимый сын у матери и об образовании его хлопотали очень мало».
Вероятно, уже в ту пору Пётр проявил способности к живописи, и это дало возможность будущему прославленному мастеру в 1800 году поступить в Императорскую Академию художеств. Сыграло свою роль и покровительство друга семьи штабс-капитана Семёновского полка Алексея Никитича Пещурова: именно благодаря его хлопотам одарённый мальчик смог учиться бесплатно.
«Из некоторых, часто юмористических рассказов отца, уцелевших в моей памяти, можно заключить, что пребывание его в Академии не могло оставить в нём сладких воспоминаний: пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов; всё же рваное и истасканное донашивалось низшими классами, приходя в совершенно бесформенное состояние; тёплой выходной одежды часто совсем не было».
Александр Петрович Соколов, сын
Пётр Соколов учился в классе исторической живописи, считавшемся лучшим в Академии. В 1807 и 1808 годах он был удостоен малой и большой серебряных медалей за рисунки с натуры, а в 1809 году награждён малой золотой медалью за выпускную работу «Андромаха оплакивает убитого Гектора».
Окончив Академию в том же году, Соколов получил звание художника XIV класса и остался при Академии для дальнейшего совершенствования в живописи.
Как и большинство его товарищей, Пётр Соколов мечтал жить и учиться в Италии, но право поездки за границу на казённый счёт дала бы только большая золотая медаль, а начинающий живописец за картину по программе «Представить отъезд Великого князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою» получил только малую.
Крайне удручённый этой неудачей, в 1810 году художник покинул Академию.
Живя в Петербурге и испытывая нужду в деньгах, Соколов давал частные уроки и даже поступил учителем рисования в семейство Левашовых, немало содействовавшее ему и в получении первых заказов. Мать к тому времени вышла замуж, но не оказывала сыну никакой поддержки.
По воспоминаниям Александра Петровича Соколова, «в рассказах отца, человека крайне добродушного и весёлого по характеру, никогда не проглядывало ни малейшего ожесточения к памяти его матери, впоследствии нашедшей под его кровом, вместе с отчимом и его родителями, сыновнюю любовь и уважение».
Пётр Фёдорович никогда не тяготел ни к изображению исторических или батальных сцен, ни к мифологическим сюжетам. Его первые работы в жанре портрета появились именно в альбоме Левашовых, ныне хранящемся в Эрмитаже, и были графическими – написаны сангиной (толстым карандашом без оправы, изготовлявшимся из каолина, пигмента из оксидов железа и растительного клея – прим. авт.) или итальянским карандашом.
Овладев в достаточной степени техникой акварели, Соколов всецело посвятил себя портретной живописи и быстро снискал славу и успех. По воспоминаниям сына Павла, именно тогда Пётр Фёдорович «начал жить на собственные средства».
«Благодаря этим портретам круг знакомств моего отца очень скоро расширился, и он попал в так называемый «beau mondе», посещал театры и собрания, а так как он был очень недурён собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома. Особенно же он был обласкан в доме старика Пещурова».
Всё русское общество и высшая знать приходили в восторг от нежных, лёгких, невесомых акварельных портретов кисти Соколова. Чистые краски, тонкий колорит с эффектом подсвечивания одного цвета через другой в сочетании с виртуозным мастерством, с которым художник изображал лица моделей, наделяя их душой, характерными чертами и живой прелестью, позволили говорить о самобытной, яркой, оригинальной художественной манере.
Достоинством акварельного портрета было также то, что его создание не требовало долгого утомительного позирования. Как правило, работу Пётр Фёдорович заканчивал за один сеанс, часто – чистой акварелью, без использования белил и подготовительного карандашного рисунка.
Тем временем заказов становилось всё больше и больше. Через флигель-адъютанта графа Степана Фёдоровича Апраксина, с которым был дружен, Соколов получил приглашение в Аничков дворец написать портрет трёхлетнего сына императора Николая I – великого князя Александра Николаевича, будущего Самодержца Всероссийского Александра II, получившийся очень удачным. После этого заказы от императорской семьи посыпались как из рога изобилия, да и от прочих желающих отбоя не было – некоторым приходилось дожидаться своего сеанса по целому месяцу. За каждый акварельный портрет живописец получал от 50 до 100 рублей и в скором времени смог построить в Санкт-Петербурге собственный дом.
К тому же он недавно женился на Юлии Павловне Брюлловой – сестре Карла Брюллова, с которым познакомился в Императорской Академии и с тех пор поддерживал дружеские отношения. Этот брак оказался очень счастливым: супруги жили душа в душу, в полном согласии и очень страдали в разлуке, когда Петру Фёдоровичу приходилось покидать Петербург для написания очередного портрета.
В 1821 году родился первенец Пётр, в 1826 – Павел, в 1829 – Александр.
Особенным успехом в обществе пользовались «свадебные портреты». Один из страждущих заказчиков писал художнику: «Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
Тем не менее, звания академика живописи Пётр Фёдорович удостоился за акварельные портреты только в 1839 году.
Постоянно живя в Петербурге, Соколов очень любил Москву и часто ездил туда для изучения памятников древности. Останавливался обычно у своего задушевного приятеля Егора Ивановича Маковского – коллекционера русской живописи и западноевропейской гравюры, почётного члена Московского художественного общества, в доме которого был принят как родной.
Стараниями всё того же Пещурова, благоволившего ему, Пётр Фёдорович получил должность, но сильно конфузился сознанием собственной некомпетентности. Однако благодетеля это нисколько не смущало, и он говорил, что это «совсем и не нужно – ты только ходи каждый месяц и жалованье получай».
В 1842 из-за болезни жены и собственного пошатнувшегося здоровья Соколов был вынужден выехать за границу. Находясь во Франции, создал целую галерею портретов парижского русского общества. Желающих было так много, что «Париж грозил обратиться в тот же Петербург и надломить силы, восстановленные водами».
В 1843 году художник вернулся в Петербург, а в 1846 году окончательно переселился в Москву, как давно мечтал.
Читайте также:🌓
Пётр Фёдорович Соколов скоропостижно скончался 3 августа 1848 в усадьбе Мерчик близ Харькова, заразившись свирепствовавшей в то время холерой. В имение он приехал на лето по приглашению хозяйки – графини Орловой-Денисовой.
Он был похоронен в окрестностях усадьбы, и могила не сохранилась до наших дней.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается