Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Невесты не хотели выходить замуж без свадебного портрета, а столичная знать по месяцу ждала своей очереди. Пётр Соколов, мастер акварели

Красавицы с аквамариновыми глазами в пене кружев, молодые статные дворяне с лихо закрученным атласным чубом, военачальники, поэты, аристократы, декабристы… Передо мной галерея акварельных портретов кисти признанного мастера первой половины XIX века Петра Фёдоровича Соколова. Когда я вглядываюсь в эти лица, мне начинает казаться, что декорации чудесным образом переменились, и вот уже вокруг бальные залы, откуда доносятся звуки вальса и шорох шелковых платьев, взвивающихся в котильоне; светские гостиные, где щебечут дамы в изысканных туалетах и диковинных шляпках и обмениваются репликами щеголеватые кавалеры, затянутые во фраки; зелёное сукно карточного стола, за которым собрались франтоватые мужчины, и высокие сводчатые окна, многократно отражающие снопы разноцветных искр от хрустальных люстр… Именно благодаря таланту Петра Фёдоровича Соколова мы можем увидеть воочию, как выглядели современники Александра Пушкина и Петра Вяземского, полюбоваться изысканной прелестью великосветских чаров
Оглавление
Пётр Соколов. Портрет графини Ольги Александровны Орловой, 1829. Хозяйка и устроительница готического замка в Стрельне запомнилась современникам как умная, острая на язык женщина, перед которой робела даже императрица Александра Фёдоровна
Пётр Соколов. Портрет графини Ольги Александровны Орловой, 1829. Хозяйка и устроительница готического замка в Стрельне запомнилась современникам как умная, острая на язык женщина, перед которой робела даже императрица Александра Фёдоровна

Красавицы с аквамариновыми глазами в пене кружев, молодые статные дворяне с лихо закрученным атласным чубом, военачальники, поэты, аристократы, декабристы… Передо мной галерея акварельных портретов кисти признанного мастера первой половины XIX века Петра Фёдоровича Соколова.

Когда я вглядываюсь в эти лица, мне начинает казаться, что декорации чудесным образом переменились, и вот уже вокруг бальные залы, откуда доносятся звуки вальса и шорох шелковых платьев, взвивающихся в котильоне; светские гостиные, где щебечут дамы в изысканных туалетах и диковинных шляпках и обмениваются репликами щеголеватые кавалеры, затянутые во фраки; зелёное сукно карточного стола, за которым собрались франтоватые мужчины, и высокие сводчатые окна, многократно отражающие снопы разноцветных искр от хрустальных люстр…

Пётр Соколов. Портрет графа Николая Александровича Самойлова, между 1821-1826, Последний представитель графского рода Самойловых, капитан лейб-гвардии Преображенского полка за красоту, беспутство и бесконечные кутежи получил в высшем свете прозвище «русский Алкивиад». Умер скоропостижно от удара в возрасте 42 лет
Пётр Соколов. Портрет графа Николая Александровича Самойлова, между 1821-1826, Последний представитель графского рода Самойловых, капитан лейб-гвардии Преображенского полка за красоту, беспутство и бесконечные кутежи получил в высшем свете прозвище «русский Алкивиад». Умер скоропостижно от удара в возрасте 42 лет
Пётр Соколов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урождённой Браницкой, 1823
Пётр Соколов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урождённой Браницкой, 1823
Портрет Аделаиды (Аглаи) Павловны Голицыной, урождённой Строгановой, 1840
Портрет Аделаиды (Аглаи) Павловны Голицыной, урождённой Строгановой, 1840

Именно благодаря таланту Петра Фёдоровича Соколова мы можем увидеть воочию, как выглядели современники Александра Пушкина и Петра Вяземского, полюбоваться изысканной прелестью великосветских чаровниц, безупречной выправкой бравых генералов и барственной осанкой высокопоставленных чиновников.

Живописец родился в 1787 году в Москве, где его родители имели собственный дом. О детстве Петра Соколова известно немного: по свидетельству его сыновей, отец художника – человек небедный, но азартный игрок – спустил в карты всё состояние. Дом и имущество ушли с молотка за долги, а глава семьи, не пережив позора своего положения, вскоре умер. Вдова с мальчиком едва сводила концы с концами и наконец перебралась в Петербург к родственникам в надежде определить сына учиться на казённый счёт.

«Из некоторых семейных преданий достоверно, что он был нелюбимый сын у матери и об образовании его хлопотали очень мало».

Пётр Соколов. Портрет неизвестной в белом платье (С. А. Урусовой). Софья Александровна Урусова, в замужестве княгиня Радзивилл. – признанная светская красавица, поражавшая всех видевших её свежестью, совершенством черт и античной статью. Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, фаворитка императора Николая I
Пётр Соколов. Портрет неизвестной в белом платье (С. А. Урусовой). Софья Александровна Урусова, в замужестве княгиня Радзивилл. – признанная светская красавица, поражавшая всех видевших её свежестью, совершенством черт и античной статью. Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, фаворитка императора Николая I
Пётр Соколов. Портрет Марии Петровны Кикиной, в замужестве Волконской, в придворном платье фрейлины, 1839
Пётр Соколов. Портрет Марии Петровны Кикиной, в замужестве Волконской, в придворном платье фрейлины, 1839
Пётр Соколов. Портрет историка, дипломата, автора мемуаров о пушкинском времени Дмитрия Николаевича Свербеева, 1820-е
Пётр Соколов. Портрет историка, дипломата, автора мемуаров о пушкинском времени Дмитрия Николаевича Свербеева, 1820-е

Вероятно, уже в ту пору Пётр проявил способности к живописи, и это дало возможность будущему прославленному мастеру в 1800 году поступить в Императорскую Академию художеств. Сыграло свою роль и покровительство друга семьи штабс-капитана Семёновского полка Алексея Никитича Пещурова: именно благодаря его хлопотам одарённый мальчик смог учиться бесплатно.

«Из некоторых, часто юмористических рассказов отца, уцелевших в моей памяти, можно заключить, что пребывание его в Академии не могло оставить в нём сладких воспоминаний: пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов; всё же рваное и истасканное донашивалось низшими классами, приходя в совершенно бесформенное состояние; тёплой выходной одежды часто совсем не было».

Александр Петрович Соколов, сын

Пётр Соколов учился в классе исторической живописи, считавшемся лучшим в Академии. В 1807 и 1808 годах он был удостоен малой и большой серебряных медалей за рисунки с натуры, а в 1809 году награждён малой золотой медалью за выпускную работу «Андромаха оплакивает убитого Гектора».

Пётр Соколов. «Андромаха оплакивает убитого Гектора», 1809
Пётр Соколов. «Андромаха оплакивает убитого Гектора», 1809

Окончив Академию в том же году, Соколов получил звание художника XIV класса и остался при Академии для дальнейшего совершенствования в живописи.

Как и большинство его товарищей, Пётр Соколов мечтал жить и учиться в Италии, но право поездки за границу на казённый счёт дала бы только большая золотая медаль, а начинающий живописец за картину по программе «Представить отъезд Великого князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою» получил только малую.

Крайне удручённый этой неудачей, в 1810 году художник покинул Академию.

Живя в Петербурге и испытывая нужду в деньгах, Соколов давал частные уроки и даже поступил учителем рисования в семейство Левашовых, немало содействовавшее ему и в получении первых заказов. Мать к тому времени вышла замуж, но не оказывала сыну никакой поддержки.

Пётр Соколов. Портрет неизвестной в тёмно-красной шляпе, 1828
Пётр Соколов. Портрет неизвестной в тёмно-красной шляпе, 1828
Пётр Соколов. Портрет Павла Петровича Ланского, между 1825-1828
Пётр Соколов. Портрет Павла Петровича Ланского, между 1825-1828
Пётр Соколов. Портрет Ольги Павловны Ферзен, урождённой Строгановой, 1837
Пётр Соколов. Портрет Ольги Павловны Ферзен, урождённой Строгановой, 1837

По воспоминаниям Александра Петровича Соколова, «в рассказах отца, человека крайне добродушного и весёлого по характеру, никогда не проглядывало ни малейшего ожесточения к памяти его матери, впоследствии нашедшей под его кровом, вместе с отчимом и его родителями, сыновнюю любовь и уважение».

Пётр Фёдорович никогда не тяготел ни к изображению исторических или батальных сцен, ни к мифологическим сюжетам. Его первые работы в жанре портрета появились именно в альбоме Левашовых, ныне хранящемся в Эрмитаже, и были графическими – написаны сангиной (толстым карандашом без оправы, изготовлявшимся из каолина, пигмента из оксидов железа и растительного клея – прим. авт.) или итальянским карандашом.

Овладев в достаточной степени техникой акварели, Соколов всецело посвятил себя портретной живописи и быстро снискал славу и успех. По воспоминаниям сына Павла, именно тогда Пётр Фёдорович «начал жить на собственные средства».

Пётр Соколов. Портрет Ольги Павловны Ферзен, 1829
Пётр Соколов. Портрет Ольги Павловны Ферзен, 1829

Пётр Соколов. Портрет князя Сергея Васильевича Трубецкого, 1835. Друг Михаила Лермонтова, секундант на дуэли поэта с Николаем Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит. Император Николай I насильно обвенчал Трубецкого со своей фавориткой Екатериной Мусиной-Пушкиной, которая ждала ребёнка. После рождения дочери Софии супруги разъехались. Дальнейшая судьба князя Трубецкого сложилась весьма драматично. «Жаль такой даровитой натуры, погибшей из-за ничего», – писала о нём современница
Пётр Соколов. Портрет князя Сергея Васильевича Трубецкого, 1835. Друг Михаила Лермонтова, секундант на дуэли поэта с Николаем Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит. Император Николай I насильно обвенчал Трубецкого со своей фавориткой Екатериной Мусиной-Пушкиной, которая ждала ребёнка. После рождения дочери Софии супруги разъехались. Дальнейшая судьба князя Трубецкого сложилась весьма драматично. «Жаль такой даровитой натуры, погибшей из-за ничего», – писала о нём современница
Пётр Соколов. Портрет Александры Васильевны Сенявиной, урождённой баронессы д'Огер. 1826
Пётр Соколов. Портрет Александры Васильевны Сенявиной, урождённой баронессы д'Огер. 1826

«Благодаря этим портретам круг знакомств моего отца очень скоро расширился, и он попал в так называемый «beau mondе», посещал театры и собрания, а так как он был очень недурён собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома. Особенно же он был обласкан в доме старика Пещурова».

Всё русское общество и высшая знать приходили в восторг от нежных, лёгких, невесомых акварельных портретов кисти Соколова. Чистые краски, тонкий колорит с эффектом подсвечивания одного цвета через другой в сочетании с виртуозным мастерством, с которым художник изображал лица моделей, наделяя их душой, характерными чертами и живой прелестью, позволили говорить о самобытной, яркой, оригинальной художественной манере.

Достоинством акварельного портрета было также то, что его создание не требовало долгого утомительного позирования. Как правило, работу Пётр Фёдорович заканчивал за один сеанс, часто – чистой акварелью, без использования белил и подготовительного карандашного рисунка.

Пётр Соколов. Портрет Павла Григорьевича Демидова, 1820, Промышленник из известной фамилии заводовладельцев Демидовых, собиратель истории своего рода
Пётр Соколов. Портрет Павла Григорьевича Демидова, 1820, Промышленник из известной фамилии заводовладельцев Демидовых, собиратель истории своего рода
Пётр Соколов. Портрет неизвестной, 1826
Пётр Соколов. Портрет неизвестной, 1826
Пётр Соколов. Портрет Идалии Полетики, 1820-е. Незаконнорождённая дочь графа Григория Александровича Строганова, одна из самых видных фигур среди светских врагов и гонителей А. С. Пушкина. «Питала совершенно исключительное чувство ненависти к самой памяти Пушкина», по словам историка и пушкиноведа П. И. Бартенева
Пётр Соколов. Портрет Идалии Полетики, 1820-е. Незаконнорождённая дочь графа Григория Александровича Строганова, одна из самых видных фигур среди светских врагов и гонителей А. С. Пушкина. «Питала совершенно исключительное чувство ненависти к самой памяти Пушкина», по словам историка и пушкиноведа П. И. Бартенева

Тем временем заказов становилось всё больше и больше. Через флигель-адъютанта графа Степана Фёдоровича Апраксина, с которым был дружен, Соколов получил приглашение в Аничков дворец написать портрет трёхлетнего сына императора Николая I – великого князя Александра Николаевича, будущего Самодержца Всероссийского Александра II, получившийся очень удачным. После этого заказы от императорской семьи посыпались как из рога изобилия, да и от прочих желающих отбоя не было – некоторым приходилось дожидаться своего сеанса по целому месяцу. За каждый акварельный портрет живописец получал от 50 до 100 рублей и в скором времени смог построить в Санкт-Петербурге собственный дом.

К тому же он недавно женился на Юлии Павловне Брюлловой – сестре Карла Брюллова, с которым познакомился в Императорской Академии и с тех пор поддерживал дружеские отношения. Этот брак оказался очень счастливым: супруги жили душа в душу, в полном согласии и очень страдали в разлуке, когда Петру Фёдоровичу приходилось покидать Петербург для написания очередного портрета.

Пётр Соколов. Портрет великого князя Александра Николаевича в детские годы, 1828
Пётр Соколов. Портрет великого князя Александра Николаевича в детские годы, 1828
Пётр Соколов. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны, будущей императрицы, супруги Николая I, 1821
Пётр Соколов. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны, будущей императрицы, супруги Николая I, 1821
Пётр Соколов. Портрет Юлии Павловны Соколовой, урождённой Брюлловой – жены художника. 1827. «Женился он уже в зрелых летах, когда ей едва минуло шестнадцать лет, но это отнюдь не мешало их единению. Живая, кокетливая, почти ребёнок, она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же и род живописи его – изящный, картинный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, – естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов» Из воспоминаний внучки А. А. Исаковой
Пётр Соколов. Портрет Юлии Павловны Соколовой, урождённой Брюлловой – жены художника. 1827. «Женился он уже в зрелых летах, когда ей едва минуло шестнадцать лет, но это отнюдь не мешало их единению. Живая, кокетливая, почти ребёнок, она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же и род живописи его – изящный, картинный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, – естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов» Из воспоминаний внучки А. А. Исаковой

В 1821 году родился первенец Пётр, в 1826 – Павел, в 1829 – Александр.

Особенным успехом в обществе пользовались «свадебные портреты». Один из страждущих заказчиков писал художнику: «Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».

Тем не менее, звания академика живописи Пётр Фёдорович удостоился за акварельные портреты только в 1839 году.

Постоянно живя в Петербурге, Соколов очень любил Москву и часто ездил туда для изучения памятников древности. Останавливался обычно у своего задушевного приятеля Егора Ивановича Маковского – коллекционера русской живописи и западноевропейской гравюры, почётного члена Московского художественного общества, в доме которого был принят как родной.

Стараниями всё того же Пещурова, благоволившего ему, Пётр Фёдорович получил должность, но сильно конфузился сознанием собственной некомпетентности. Однако благодетеля это нисколько не смущало, и он говорил, что это «совсем и не нужно – ты только ходи каждый месяц и жалованье получай».

Пётр Соколов. Портрет Софьи Владимировны Комаровской (в девичестве Веневитиновой,, сестры поэта Д. Веневитинова) в свадебном уборе, 1830
Пётр Соколов. Портрет Софьи Владимировны Комаровской (в девичестве Веневитиновой,, сестры поэта Д. Веневитинова) в свадебном уборе, 1830
Пётр Соколов. Портрет Михаила Ивановича Леонтьева, правнука А. А. Суворова, 1847
Пётр Соколов. Портрет Михаила Ивановича Леонтьева, правнука А. А. Суворова, 1847
Пётр Соколов. Портрет Алексея Никитича Пещурова, покровителя художника. 1830-е
Пётр Соколов. Портрет Алексея Никитича Пещурова, покровителя художника. 1830-е

В 1842 из-за болезни жены и собственного пошатнувшегося здоровья Соколов был вынужден выехать за границу. Находясь во Франции, создал целую галерею портретов парижского русского общества. Желающих было так много, что «Париж грозил обратиться в тот же Петербург и надломить силы, восстановленные водами».

В 1843 году художник вернулся в Петербург, а в 1846 году окончательно переселился в Москву, как давно мечтал.

Читайте также:🌓

Пётр Фёдорович Соколов скоропостижно скончался 3 августа 1848 в усадьбе Мерчик близ Харькова, заразившись свирепствовавшей в то время холерой. В имение он приехал на лето по приглашению хозяйки – графини Орловой-Денисовой.

Он был похоронен в окрестностях усадьбы, и могила не сохранилась до наших дней.

Василий Тропинин. Портрет Петра Фёдоровича Соколова, 1833. «Всё великосветское общество охотно ездило провести приятный час времени в мастерской художника и, притом, настолько же из уважения к артисту, как и расположения к человеку, в высшей степени общительному, весёлому и, хотя не обладавшему салонным лоском и иностранными жаргонами, прикрывающими часто полнейшую бессодержательность, но зато, по своей нравственной порядочности и уму сходившемуся со всяким, кто обладал этими качествами»
Василий Тропинин. Портрет Петра Фёдоровича Соколова, 1833. «Всё великосветское общество охотно ездило провести приятный час времени в мастерской художника и, притом, настолько же из уважения к артисту, как и расположения к человеку, в высшей степени общительному, весёлому и, хотя не обладавшему салонным лоском и иностранными жаргонами, прикрывающими часто полнейшую бессодержательность, но зато, по своей нравственной порядочности и уму сходившемуся со всяким, кто обладал этими качествами»
Пётр Соколов. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россет, начало 1830-х. Фрейлина русского императорского двора, мемуаристка, друг и собеседник А. С. Пушкина. Известна своими острыми, язвительными характеристиками современников и не всегда достоверными воспоминаниями о нравах, светской, литературной и духовной жизни XIX века
Пётр Соколов. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россет, начало 1830-х. Фрейлина русского императорского двора, мемуаристка, друг и собеседник А. С. Пушкина. Известна своими острыми, язвительными характеристиками современников и не всегда достоверными воспоминаниями о нравах, светской, литературной и духовной жизни XIX века
Пётр Соколов. Портрет певицы Полины Виардо, 1844
Пётр Соколов. Портрет певицы Полины Виардо, 1844
Пётр Соколов.  Комната художника П. Ф. Соколова в доме П. В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве, 1824
Пётр Соколов. Комната художника П. Ф. Соколова в доме П. В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве, 1824

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

Другие портреты кисти Петра Фёдоровича Соколова смотрите в галерее:

-30