Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Утраченное звено: граф Николай Самойлов, муж знаменитой возлюбленной Карла Брюллова – красавец и кутила, со смертью которого прервался род

Оглавление

«Вчера была свадьба Самойлова с графиней Пален. Богатая пара» – так лаконично отозвался в письме к брату русский дипломат, тайный советник Константин Яковлевич Булгаков о бракосочетании двадцатидвухлетней Юлии Пален с графом Николаем Самойловым, который был на два года старше.

На венчании в Казанском соборе Санкт-Петербурга присутствовал император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, а жених и невеста были так хороши, что глаз не отвести!

Граф Самойлов – богач, флигель-адъютант императора, писаный красавец, совершенством черт и безупречным сложением напоминавший античного бога, был под стать молодой графине Пален – белолицей, волоокой, похожей на итальянку: с роскошными волосами цвета воронова крыла и атласными плечами.

Бенуа-Шарль Митуар. Портрет графини Юлии Николаевны Самойловой, урождённой Пален, 1825. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бенуа-Шарль Митуар. Портрет графини Юлии Николаевны Самойловой, урождённой Пален, 1825. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Увы, этот блестящий союз был заключён не по любви: устройство образцового «светского» брака взяла на себя мать Николая графиня Екатерина Сергеевна Самойлова, урождённая Трубецкая.

Спесивая и властная, графиня Самойлова, бурная молодость которой и многочисленные романы были в своё время предметом бесконечных пересудов, нежно любила своих детей, и красавцу-сыну, как все деспотичные матери, желала самого лучшего – на свой лад.

Дело в том, что молодой граф Самойлов был влюблён в другую. Его сердце покорила Александра Римская-Корсакова, или, по-домашнему, Сашенька – «девушка лет 18, стройная, высокая, с бледным прекрасным лицом и чёрными огненными глазами», как описывал прелестную избранницу Николая Самойлова Александр Сергеевич Пушкин, который тоже не избежал её чар. Мать Александры Мария Ивановна Римская-Корсакова, имевшая трёх сыновей и четырёх дочерей на выданье, держала открытый дом и вечно была в долгах. Дипломат, московский почт-директор Александр Яковлевич Булгаков (брат вышеупомянутого Константина Яковлевича) высказывался на этот счёт весьма резко: «...Наша Римская всё себе позволяет. Здесь должна целому городу, никому не платит, а балы даёт да даёт. Жаль детей, коих она разоряет совсем».

Иоганн-Батист Лампи Старший. Портрет Екатерины Сергеевны Самойловой, урождённой Трубецкой. Между 1792–1796
Иоганн-Батист Лампи Старший. Портрет Екатерины Сергеевны Самойловой, урождённой Трубецкой. Между 1792–1796

Такое положение дел не могло удовлетворить чванливую и прагматичную Екатерину Сергеевну Самойлову. Она категорически воспротивилась желанию сына жениться на Сашеньке, а он не посмел ослушаться воли матери.

Графиня сочла, что наилучшей партией для её обожаемого отпрыска – молодого, остроумного, весёлого, неотразимо привлекательного и светского до кончиков ногтей – станет Юлия Пален. Невеста по материнской и отцовской линиям состояла в родстве с князем Потёмкиным, итальянскими аристократическими фамилиями Литта и Висконти, графским дворянским родом Скавронских, а через них – с Екатериной I. Кроме того, она была баснословно богата: мать Юлии Мария Скавронская, последняя носительница фамилии, унаследовала всё колоссальное состояние, принадлежавшее роду Скавронских. Впоследствии отчим Марии Скавронской-Пален граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе (на русский манер его величали просто: Юлий Помпеевич), с которым падчерицу связывали слишком уж нежные отношения, вызывавшие много толков, последней волей разделил громадное наследство и ценнейшее собрание живописи и произведений искусства поровну между дочерью Марии и внучкой его жены Екатерины Юлией Пален и двумя побочными детьми.

Неизвестный художник. Портрет графа Юлия Помпеевича Литта. Между 1790–1800-ми. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Получен из Этнографического музея в 1946 году
Неизвестный художник. Портрет графа Юлия Помпеевича Литта. Между 1790–1800-ми. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Получен из Этнографического музея в 1946 году

Подобный шаг вызвал в обществе бурю сплетен и кривотолков: судили и рядили, кто же в действительности являлся отцом Юлии, граф Павел Пален или Юлий Помпеевич Литт. Накала страстям добавляло то, что девушка обладала яркой экзотической внешностью, свойственной итальянкам.

Богатство, однако, в отличие от спорного отцовства, выглядело вполне осязаемо. «Деньги к деньгам!» – решила графиня Самойлова, не отличавшаяся излишней щепетильностью, и обручение Николая Самойлова с Юлией Пален состоялось.

Увы, счастье было недолгим. Выяснилось, что молодой супруг – задира, дуэлянт и страстный игрок, предпочитающий проводить время в кутежах. За несравненную красоту и беспутство в высшем свете Николая Самойлова прозвали «русским Алкивиадом».

Алкивиад – древнегреческий аристократ, оратор и полководец, ученик Сократа. В его личности блестящая одарённость сочеталась с крайней распущенностью, избалованностью и развращённостью. Алкивиад был дерзок, высокомерен, легкомыслен и честолюбив. Славился своей красотой. (прим. автора)

Бенуа-Шарль Митуар. Портрет графа Николая Александровича Самойлова. Между 1824–1826. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бенуа-Шарль Митуар. Портрет графа Николая Александровича Самойлова. Между 1824–1826. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Молодая жена тоже не была кроткой голубицей: взбалмошная, увлекающаяся, порывистая, страстная, при этом манкая и обворожительная как Цирцея, Юлия Павловна не собиралась проливать слёзы, бесцельно бродя по комнатам в халате и папильотках. Она была расточительна, любила роскошь и жаждала поклонения.

Начались бурные сцены и выяснения отношений, становившиеся предметом обсуждений в аристократических гостиных. Прожив вместе год с небольшим, в 1827 году Юлия Павловна и Николай Александрович разъехались. Самойлов поступил благородно, вернув приданое и сохранив с супругой дружеские отношения. Одни винили в расставании мужа, другие – жену и её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне. Русский чиновник и офицер Александр Михайлович Тургенев так рассказывал об этом: «Литта рекомендовал Самойловой А. Я. Мишковского для управления имениями. Мишковский вошёл в доверие графу Самойлову и сделался его сотоварищем в кутежах; в то время он приобрёл и милостивое расположение графини, что имело последствием развод супругов. Юлия Павловна дала Мишковскому заёмных писем на 800 тысяч рублей, Литта это опротестовал».

Карл Брюллов. «Турчанка». 1837–1839. Моделью для картины послужила графиня Юлия Самойлова
Карл Брюллов. «Турчанка». 1837–1839. Моделью для картины послужила графиня Юлия Самойлова

Скандал был грандиозный – дошло до того, что бабка Юлии Екатерина Васильевна Литта отказалась принимать её у себя, и Юлию Помпеевичу пришлось применить все искусство дипломатии, чтобы смягчить гнев жены.

Даже после разрыва ещё многие годы ссоры и примирения четы Самойловых были предметом сплетен, слухов и пересудов. Молва то соединяла их, то разводила, но чуда не произошло, несчастливый брак не превратился в божественный союз.

Юлия Самойлова уехала в Италию, где стала центром высшего общества. Она стремилась окружить себя людьми искусства и преуспела в этом. В Риме в салоне княгини Зинаиды Волконской произошло знакомство Юлии Самойловой с Карлом Брюлловым. Князь Гагарин ещё до этой судьбоносной встречи предупреждал художника: «Бойтесь её, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живёт. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от неё можно сойти с ума».

Графиня Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов. «Она – не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная как женщина». Николай Васильевич Гоголь о Юлии Самойловой
Графиня Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов. «Она – не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная как женщина». Николай Васильевич Гоголь о Юлии Самойловой
Карл Брюллов. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)». Не позднее 1842. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)». Не позднее 1842. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Так и случилось: Брюллов совсем потерял голову, и Юлия Павловна на долгие годы стала его возлюбленной, другом и музой – ожившим идеалом, который он бесконечно изображал на своих полотнах.

Графиня Самойлова, не имевшая детей, удочерила двух девочек, дочерей обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини – Амацилию и Джованину. Именно они изображены Карлом Брюлловым на картине «Всадница».

Николай Самойлов в 1827 году вышел в отставку в чине полковника. Он не оставил своих привычек, жил то в Москве, то в богатом родовом имении Смела, иногда наезжал в Харьков, Киев и Одессу. По-прежнему кутил, стремительно растрачивая семейное состояние и, по свидетельству Александра Яковлевича Булгакова, «пробухал почти полмиллиона и продал три тысячи душ, его всегда можно встретить в обществе людей, слывущих за игроков».

Карл Брюллов. «Всадница», 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов. «Всадница», 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несмотря на то, что жена давно жила своей жизнью, родные не оставляли попыток примирить супругов. Смерть графа Джулио Литта заставила Юлию в 1839 году вернуться в Петербург, чтобы вступить в права наследства. Однако 23 июля 1842 года Николай Самойлов скоропостижно скончался от удара в возрасте сорока двух лет. Поскольку детей у графа не было, он стал последним представителем фамилии, и с его смертью род Самойловых пресекся.

Читайте также:🤍🖤

«Красавец лицом, отлично сложенный, превосходный стрелок, танцор, искусный во всех телесных упражнениях, он был героем дня во всех аристократических салонах. При всех своих превосходствах граф Самойлов вовсе не был Дон-Жуаном. Он предпочитал холостые кутежи в обществе дам полусвета. Память об этой личности сохранилась навсегда у тех, кто однажды его видел» – таким остался граф Николай Самойлов в воспоминаниях современников.

Пётр Соколов. Портрет графа Николая Александровича Самойлова, между 1821–1826
Пётр Соколов. Портрет графа Николая Александровича Самойлова, между 1821–1826

После его кончины Юлия Павловна окончательно поселилась в Италии.

Она ещё дважды выходила замуж. Вторым мужем стал молодой итальянский тенор Пери, обладавший исключительной красотой, но слабым здоровьем и скончавшийся в том же году от чахотки. Этот союз лишил Самойлову российского подданства и графского титула. Последнее обстоятельство очень её огорчало, поэтому она вступила в брак с французским дипломатом графом Шарлем де Морне. Супруги разъехались сразу после свадьбы, но Юлия Павловна до конца жизни выплачивала мужу огромное содержание: такова была цена вожделенного титула.

К концу жизни графиня осталась совсем без средств, и приёмные дочери, выйдя замуж, через суд взыскивали причитающиеся им деньги и имущество.

Юлия Павловна Самойлова умерла в 1875 году в Париже и похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Карл Брюллов. «Портрет графини Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком», 1834. Музей Хиллвуд, Вашингтон
Карл Брюллов. «Портрет графини Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком», 1834. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Женщина с младенцем на руках и мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей – в этих образах художник воплотил облик графини Самойловой
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Женщина с младенцем на руках и мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей – в этих образах художник воплотил облик графини Самойловой
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830–1833. Женщина с кувшином – это тоже Юлия Самойлова. На заднем плане живописец изобразил себя
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830–1833. Женщина с кувшином – это тоже Юлия Самойлова. На заднем плане живописец изобразил себя
Франсуа-Андре Венсан. «Алкивиад получает уроки от Сократа», 1776
Франсуа-Андре Венсан. «Алкивиад получает уроки от Сократа», 1776
-15