Мало кто из европейских монархов мог бы похвастаться такой силой чувств, как принц Уэльский Георг, будущий король Георг Четвёртый, и его невеста Каролина, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская.
О, это была ненависть с первого взгляда, не угасавшая всю жизнь!
Однако их родителям на подобные мелочи было плевать. Георга и Каролину поженили, а брак молодожёнам пришлось немедля консумировать. Насильно обвенчанная пара провела вместе лишь три ночи, бóльшую часть из которых принц Уэльский, с юности не дурак выпить, пребывал в невменяемом состоянии. Сам он, возможно, из-за алкогольной амнезии, утверждал, что ночей и вовсе случилось только две. После этого супруги разъехались по разным помещениям, а потом и вовсе по разным резиденциям. При этом Георг всячески пытался очернить жену и расторгнуть ненавистный брак.
Тем не менее, в положенный срок, а конкретно 7 января 1796 года, Каролина родила дочь – принцессу Уэльскую Шарлотту, единственного ребёнка в этом чудовищно неудачном союзе.
С сáмого рождения девочку по приказу отца отлучили от матери, и Шарлотта росла в окружении гувернанток и фрейлин, встречаясь с Каролиной лишь урывками. Зато пьяные загулы Георга принцесса наблюдала регулярно.
Принцесса выросла настоящей красавицей с синими глазами и золотисто-каштановыми волосами. Шарлотта умела быть искренней с подданными, которые с удовольствием признавали в ней будущую королеву и любили её, в отличие от её отца, одного из самых непопулярных британских королей.
Хотел ли Георг избавиться от дочери-соперницы или по другой причине, но к 1813 году у него созрел план – укрепить влияние Британии в Северо-Западной Европе посредством династического брака Шарлотты и Вильгельма, наследного принца Оранского.
Собственно, Георг поступал с Шарлоттой так же, как когда-то его отец поступил с ним самим, навязав союз с нелюбимой. Дать дочери даже крошечный шанс на счастье любящий папа и не помышлял.
Дочь встретила решение отца без воодушевления. Шарлотта настаивала, что не должна покидать родину ради брака, ведь она – не просто принцесса, а прямая наследница трона Британии.
12 августа 1813 года Шарлотта и Вильгельм встретились. Однако в этот же день новоявленный жених дико напился на ужине вместе с Георгом, оттолкнув и так не горящую восторгом невесту.
Ситуация усугублялась тем, что примерно в то же время Шарлотту посетила настоящая любовь.
На одном из приёмов она повстречала герцога Леопольда Саксен-Кобург-Заальфельдского, в то время генерал-лейтенанта русской кавалерии, красавца, бравого солдата наполеоновских войн и не такого беззаветного выпивоху, как её отец и Вильгельм.
Любовь оказалась взаимной, и принцесса всё активнее сопротивлялась нежеланному браку.
Между тем, переговоры с принцем Оранским продолжались. Георг сначала мягко уговаривал дочь, но, рассерженный её решительным отказом, пообещал выдать замуж без её согласия.
10 июня 1814 года принцессу принудили подписать брачный договор. Это ничуть не охладило девушку. Она отказывалась выходить замуж за Вильгельма со всё возрастающим пылом.
В конце концов, после скандала с отцом 11 июля 1814 года Шарлотта бежала к матери, тоже не одобрявшей брак с Вильгельмом Оранским, из-за которого её дочь лишали трона.
На следующий же день беглянку вернули отцу.
Георг назначил принцессе новых фрейлин. Конечно, не для того, чтобы поощрить дочь за неповиновение. Дамам было предписано следить за Шарлоттой и докладывать обо всех её действиях, в том числе переписке.
Одной из фрейлин стала вдовствующая графиня Росслин. Шарлотта со свойственной британским королям любезностью описала даму как «такую отвратительную старую груду костей, какой она всегда и была, никогда не казавшуюся добродушной или довольной и всегда подслушивающую, что происходит». Шпионить за принцессой леди Росслин помогали две её племянницы – Шарлотта и Люси Котс. Пылающая гневом принцесса описала это трио как «Голод и его последствия».
Но заперли Её Высочество абсолютно напрасно, она всё равно добилась своего.
Шарлотта поставила Вильгельму условие – её мать Каролина обязательно должна жить вместе с ними после свадьбы. Стараниями Георга репутация Каролины среди монархов была так испорчена, что Оранские сочли условие Шарлотты оскорбительным и неприемлемым. Помолвку расторгли.
Однако ещё почти два долгих года принцесса боролась за собственное счастье, потому что Георг не оставлял попыток принудить её выйти замуж за Вильгельма. Принцесса писала: «Никакие доводы, никакие угрозы никогда не заставят меня выйти замуж за этого ненавистного голландца».
21 февраля 1816 года Вильгельм Оранский женился на Великой княжне Анне Павловне, младшей сестре императора Александра Первого. Георг наконец сдался и разрешил дочери выйти замуж за Леопольда Саксен-Кобург-Заальфельдского. Влюблённые поженились 2 мая 1816 года.
Их свадьба положила конец трудам леди Росслин и её племянниц.
Очевидно, дамы справлялись на ура. Чтобы достойно вознаградить сестёр Котс, Георг подарил им две довольно дорогие парюры (наборы украшений) от фирмы Rundell's: одну с перидотами, стоимостью 240 фунтов стерлингов, вторую – с аметистами, стоимостью 298 фунтов стерлингов. Правда, сейчас доподлинно не известно, какую парюру получила каждая из сестёр.
Но мы точно знаем, как выглядела и выглядит парюра с перидотами.
Она состоит из ожерелья с подвеской в форме креста, пары серёг, пары браслетов и небольшой броши. Парюра передавалась в семье по наследству, а в 2012 году её продали Музею Виктории и Альберта в оригинальном футляре вместе с сопроводительным письмом принцессы Елизаветы, сестры Георга: «Дорогая мисс Котс, я пишу в большой спешке по приказу Его Высочества, чтобы попросить вас принять набор перидотов, который я отправляю с этой запиской. Он надеется, что вы наденете его на свадьбу в знак его уважения».
Супружество Леопольда и Шарлотты оказалось очень счастливым, но очень коротким.
Через полтора года, 6 ноября 1817 года, принцесса Шарлотта родила мёртвого мальчика и скончалась от кровотечения в возрасте 21 года. Её смерть вызвала династический кризис, в результате которого на престол Британии взошла королева Виктория.
Узнав о смерти Шарлотты, Вильгельм Оранский плакал, как ребёнок, а его жена Анна Павловна приказала объявить траур при дворе.
Принц Леопольд Саксен-Кобург-Заальфельдский впоследствии стал королём Бельгии и вновь женился только через 15 лет после смерти Шарлотты, да и то по династическим соображениям. Свою единственную дочь он назвал Шарлоттой в память о любимой…
Чтобы не пропустить публикации, подпишитесь на канал Украшения с историей. Лучшей благодарностью автору будет лайк, комментарий и репост понравившихся публикаций.
Приглашаю в мои группы в Одноклассниках и ВКонтакте, там мы любуемся ретро-украшениями и красивыми вещами прежних эпох
О космических перидотах – оливинах читайте в статье