Ровно 220 лет назад, в 26 июля (7 августа) 1803 года, из морского порта Санкт-Петербурге стартовала первая российская кругосветка. А вместе с ней началась история любви графа (на самом деле, Резанов графом не был) Николая Резанова и мексиканской девушки Кончиты (Хуаниты?), известная всему миру благодаря рок-опере Алексея Рыбникова на слова Андрея Вознесенского ««Юнона» и «Авось»», что бессменно идет на подмостках столичного театра Ленком (и на всех главным сценам планеты) уже 42 года – со дня премьеры 9 июля 1981-го.
«Ты меня никогда не забудешь»
Инициатор грандиозных проектов
…Жил два с лишним века назад на Руси Великой замечательный человек, просветитель и меценат, дипломат и ученый – граф Николай Петрович Румянцев. Именно его коллекция книг положила начало формированию главной библиотеки страны в Москве (ныне известна как Ленинская библиотека). Оставил он потомкам и огромное собрание древностей, ставшее основой Румянцевского музея в Санкт-Петербурге.
Однако далеко не все знают, что эти великие труды и несчетные финансовые вложения Румянцева совершились им уже после долгих лет упорной и не всегда плодотворной «государевой службы», исполненной подчас горьких разочарований, бесплодных усилий и несбывшихся надежд… И лишь когда Николай Петрович отошел от высокой дипломатии, от сиюминутных политических дел, он обрел истинный смысл своей жизни – финансирование дерзких, грандиозных мировых проектов.
На протяжении своей чиновной лестницы граф Николай Румянцев занимал многие видные посты. Причудлива и замысловата государственная карьера этого неутомимого человека! Еще при Екатерине II получил он сан тайного советника, выполнял за границей чрезвычайные поручения императрицы. К примеру, такие деликатные, как подыскивание достойных невест для внуков Екатерины – Александра (будущего царя) и Константина. Согласитесь, в таком деле требовались и дипломатия, и знание психологии, и политический расчет…
На излете XVIII века Николай Петрович в свои сорок с небольшим лет уже был послом во Франции, а, вернувшись из Парижа, возглавил министерство коммерции. И – пошло-поехало, все выше и выше: министр иностранных дел, государственный канцлер, председатель Госсовета, Председатель кабинета министров… Дальше, как говорится, некуда.
Но спустя годы, на смертном одре, оглядываясь на прожитую жизнь, Николай Петрович придет к выводу, что главными делами его жизни были все-таки не международные договоры и политические интриги, а реальные добрые дела, которые он сотворил, занимая при этом весьма и весьма скромные посты.
Например, будучи всего лишь малозаметным руководителем департамента речных коммуникаций, граф Румянцев сумел полностью, от начала до конца, претворить в жизнь великий, многовековой замысел: построить водный путь от Волги до Балтийского моря, так называемую Мариинскую систему (в наше время эта рукотворная речная дорога известна как Волго-Балтийский канал, знаменитый «Волго-Балт»). Одиннадцать лет своей жизни посвятил граф Румянцев воплощению этого грандиозного проекта, результатами которого благодарные потомки пользуются уже третий век кряду!
Вот они, настоящие дела русского подвижника, а вовсе не перекраивание границ в нескончаемых переговорах с Наполеоном, шведами… Эти внешнеполитические торги чуть не свели Николая Петровича в могилу: он пережил инсульт, а Наполеон, несмотря на все договоренности, взял да и порвал договора, вторгся в нашу страну. Все дипломатические усилия Румянцева оказались напрасными, войны избежать не удалось.
А вот те дела и проекты, за которые Румянцев не получил при жизни ни орденов, ни званий (например, та же Мариинская система) – именно они-то и стали достойны того, чтобы жить в веках.
И важнейшее из этих дел – организация первого российского кругосветного плавания.
…Море, реки и вообще любые водные пути с детства манили Румянцева. Наверное, именно поэтому он и оказался в какой-то момент на службе в департаменте речных коммуникаций. А потом, уже будучи министром коммерции, особое внимание уделял Дальнему Востоку – в частности, Камчатке, Русской Америке (Аляска и часть Калифорнии в то время были «под российским трехцветным флагом»). Свое стремление и волю - закрепить позиции России в Новом Свете, твердой ногой стоять на Американском континенте - Николай Петрович проявлял твердо и непреклонно.
Именно благодаря ему в Петропавловске-Камчатском возникла Русско-Американская компания, в задачу которой входило не только наладить обеспечение русских поселенцев Америки всем необходимым, но и всестороннее изучение тех краев – географии, растительного и животного мира, местных обычаев. И даже геологические изыскания.
По инициативе Николая Петровича Румянцева и под эгидой созданной им Русско-Американской компании в 1803-06 годах состоялась первая российская кругосветная экспедиция, известная как плавание двух шлюпов - «Надежда» и «Нева» - под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Как отмечают историки, это плавание — важнейшая веха в судьбе России, в развитии её флота. Первая русская кругосветка внесла неоценимый вклад в изучение мирового океана, развитие естественных и гуманитарных наук.
Другой Николай Петрович
…26 июля (7 августа) 1803 года в Кронштадтском порту гремело пышное празднество: «Надежду» и «Неву» прибыл проводить в первое русское кругосветное плавание император Александр I. Перед этим, к слову сказать, царь взял лично на себя расходы по постройке и содержанию одного из шлюпов – «Надежды». Строительство и финансирование другого судна оплатил граф Румянцев – «главный вдохновитель сего славного предприятия», как писали тогда о Николае Петровиче петербургские газеты.
Однако мало кто знает сегодня, что в последний момент, перед самым отплытием, царь внезапно (и безо всякого уведомления о том Крузенштерна и Лисянского) «подсадил» к ним в качестве пассажира «некоего Николая Резанова» (он тоже был, кстати, по имени-отчеству Николай Петрович, как и граф Румянцев). Более того, «пассажир» этот, когда корабли уже были далеко в открытом море, вдруг предъявил Крузенштерну секретный приказ императора, согласно которому именно он, Резанов, является единоличным командующим экспедицией!
Можно представить себе шок, который охватил Крузенштерна и Лисянского… Да, перед их глазами – собственноручная подпись царя, его печать. Как быть? Вспыльчивый Крузенштерн отказался подчиняться невесть откуда взявшемуся «выскочке» (так прославленный мореплаватель называл Резанова в своих письмах-жалобах близким людям). Он даже не пожелал вообще разговаривать с Резановым, хотя тот поклялся, что «с концами» сойдет на берег в Японии, куда император назначил его в качестве самого первого российского посла.
И хотя Крузенштерну пришлось делить с Резановым одну каюту на двоих (6 квадратных метров!), но общались они только при помощи записок. Оба, как мы видим, отличались довольно-таки своенравным характером.
Экспедиция обогнула мыс Горн (южная оконечность Американского континента), вышла в Тихий океан. Наши моряки впервые посетили таинственный остров Пасхи, подробно описали его в докладе для Российской Академии Наук. Множество открытий совершили экипажи «Надежды» и «Невы», нанесли на карту мира неведомые прежде острова, заливы, атоллы.
Колыбель первопроходцев
Среди младших чинов экипажей двух кораблей были Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, которые вскоре сами станут командирами великих морских экспедиций, совершенных под российским флагом.
В Японии русская миссия пробыла полгода, однако, помимо нескончаемых приемов, ужинов и переговоров, а также заключения нескольких торговых контрактов, поставленных целей не достигла. Император Японии по каким-то странным причинам не пожелал в обозримом будущем видеть в своей столице русского посла и его свиту. Николай Резанов пишет в Россию невеселые письма, адресованные министру иностранных дел Румянцеву… От скуки Резанов в своей резиденции составляет первый в истории русско-японский словарь.
В конце концов экспедиция отплывает на российский Дальний Восток.
Постойте, а не тот ли это Резанов, которого играл в рок-опере ««Юнона» и «Авось»» прославленный артист Николай Караченцов? Тоже Николай Петрович, между прочим.
Об этом человеке, Николае Резанове, до нас дошли скупые и, тем не менее, противоречивые сведения. Попробуем вычленить золотую середину.
Николай родился в бедной дворянской семье Петербурга в самом начале царствования Екатерины Второй – в марте 1764 года. Достигнув тридцати лет и став к тому времени гвардейским офицером охраны императрицы, Резанов по поручению последнего екатерининского фаворита Платона Зубова отбыл в Иркутск – инспектировать деятельность основателя первых русских поселений в Северной Америке, богатого купца Григория Шелихова. Инспекционные заботы привели к тому, что Резанов женился на 15-летней дочери Шелихова Анне. В результате чего Николай Петрович стал достаточно состоятельным человеком. Более того: через полгода тесть почил в бозе, и Резанов унаследовал значительную часть шелиховских вложений в торговлю с Русской Америкой.
А тут и Екатерина Вторая скончалась, и вместе с ней закончилось время Платона Зубова. Окрыленный и озолоченный Резанов стремительно вернулся с юной супругой в Петербург.
Между тем существуют доподлинные сведения, что не только по расчету женился на девушке Анечке 32-летний Резанов. О нет! Как говорится, там имела место быть и подлинная страсть. В июле 1801 года в семье родится сын Петр, а еще через год – дочь Ольга. И – о горе! – от родовой горячки в 22-летнем возрасте умрет жена Резанова, любящая и любимая Анна.
Николай Резанов впал в апатию со всеми присущими ей атрибутами, характерными для русской души. Будучи в депрессии, пишет новому императору Александру Первому прошение об отставке, на что получает отказ. Почему? Да потому, что царь, зная о финансовых интересах Резанова в Русской Америке и сопредельных с нею краях, захотел назначить Николая Петровича первым российским послом в Японии.
Правда, японцев при этом почему-то не спросили: а хотят ли они установить дипломатические отношения с Российской Империей? Решили так: приплывем, вручим подарки и верительные грамоты, а там – авось да и согласится микадо открыть у себя русское посольство. Это словцо – «авось» стало как бы паролем экспедиции. Между тем известно было, что Япония уже полтора века проводит политику жесткого изоляционизма и не пускает на свои острова иностранцев.
Чтобы поощрить Резанова принять участие в этом гиблом деле, Александр Первый «авансом» наградил Николая Петровича орденом Св. Анны I степени, присвоил ему титул камергера.
Впрочем, вернемся на корабль «Надежда», приближающийся к японским берегам.
Полгода Николай Резанов ждал аудиенции у императора Японии, пока наконец порученец микадо не объявил, что повелитель не желает обмениваться послами ни с Россией, ни с кем-либо еще.
Экспедиция покинула негостеприимные берега и взяла курс на Петропавловск-Камчатский. Там Крузенштерн и Резанов окончательно рассорились, и губернатор Камчатки еле-еле отвел назревавшую дуэль. А тут и письмо пришло из Петербурга: Николая Петровича отстраняли от участия в кругосветном путешествии и отправляли с инспекцией в Русскую Америку.
Крузенштерн и Резанов расстались навсегда – к вящему удовлетворению обоих. В столицу российских колонистов Ново-Архангельск (после продажи в 1867 году русских владений в Америке США город переименован в Ситку) Резанов прибыл на шлюпе, выделенном для этой поездки губернатором Камчатки, а «Надежда» и «Нева» продолжили свой путь без заносчивого дворянина.
В Ново-Архангельске Резанов с ужасом увидел всю ту нищету, доходящую до голода, что царила в Русской Америке. Люди попросту вымирали без самого необходимого. Продукты им доставлялись через всю Сибирь, в Охотск (единственный порт на одноименном море), далее – на попутных судах в Ново-Архангельск. Львиная доля провизии приходила уже испорченной. С этим надо было что-то делать.
Резанов купил на свои деньги у американского купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продовольствия, и раздал его русским колонистам бесплатно. Здесь же Резанов приказал построить еще одно судно – «Авось» (привык уже к этому слову за последнее время, оно стало его талисманом). И отплыл с этими двумя кораблями в хлебную Калифорнию, чтобы оттуда наладить снабжение продовольствием обитателей Русской Америки.
История любви
В марте 1806 года пришвартовались в порту Сан-Франциско. В те годы Калифорния принадлежала Испании, а Испания во главе с королем Жозефом Бонапартом, родным братом Наполеона, была, разумеется, союзницей французского императора. Поэтому никакие сношения с русскими в Калифорнии не приветствовались. Но это, так сказать, официально. Что же касается фактического положения дел…
Пиршества и карнавалы по случаю прибытия русских кораблей в Сан-Франциско не стихали неделями. Любвеобильные испанки ласкали русских моряков – и офицеров, и матросов: редко кого из них видели трезвым и без сопровождения местной красотки, а то и двух сразу. Ну, а Резанов подружился не с кем иным, как самим комендантом Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо. А заодно – с его (опять-таки, как и бедная Анна) 15-летней дочерью Кончитой. И через короткое время 42-летний Николай Петрович сделал ей предложение руки и сердца.
Чем же покорил сердце пылкой красавицы довольно-таки престарелый, побитый жизнью и вовсе не блещущий красотой и манерами русский аристократ? Свидетели тех событий говорили впоследствии, что Резанов вскружил голову девочке, воспитанной в строгих католических ограничениях, своими рассказами о вольных нравах Петербурга, о том громадном состоянии, которое у него якобы наличествовало, о предстоящей шикарной жизни Кончиты «под трехцветным российским флагом». О, это были весьма и весьма радужные перспективы для девушки, прожившей почти все годы в четырех стенах военного форта под лютым надзором католических монахинь.
Родители сделали все, чтобы отговорить Кончиту: прибегали к помощи духовника, грозили карами небесными, но упрямая испанка настояла на своем, и отец дал согласие на ее брак с Резановым. Дело было за малым: уговорить … папу Римского. Ведь у Резанова никаких препятствий касательно брака с католичкой не предвиделось, ибо менять конфессию предстояло не ему, а невесте. Следовательно, никак не обойтись без дозволения папского престола.
«Нам поможет русский царь», - заверил семейство Аргуэльо Николай Петрович. И, сославшись на дружбу с Александром Первым, пообещал, что повелитель России похлопочет перед римским папой о дозволении Кончите перейти в православие. Жених и невеста обручились тут же, в Сан-Франциско.
«Юнона» и «Авось» были под завязку (и бесплатно) загружены продовольствием для русских колонистов Ново-Архангельска. В июне 1806 года Резанов покинул Калифорнию, увозя для соотечественников из Русской Америки 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя, 560 пудов бобовых. Через месяц долгожданное продовольствие прибыло в Ново-Архангельск.
Резанов даже составил план создания в Калифорнии аграрного русского поселения, которое выращивало бы продукты для поселенцев Аляски. В Ново-Архангельске Николай Петрович вручил этот план правителю русских колоний Баранову. И такое поселение действительно было создано рядом с Сан-Франциско, оно снабжало продуктами жителей Русской Америки вплоть до 1841 года.
В сентябре 1806 года Резанов приплыл в Охотск. Началась распутица, но Николай Петрович принял решение ехать дальше. Переправляясь через реку по тонкому льду, провалился под воду, простудился. Его еле довезли до Красноярска, где Резанов умер 1 марта 1807 года.
А история его короткой любви с Кончитой Аргуэльо стала красивой легендой, претворенной в стихи Андреем Вознесенским и положенной на музыку Алексеем Рыбниковым. И разве можно равнодушно слушать эти пронзительные слова, звучащие рефреном: «Ты меня никогда не увидишь, ты меня никогда не забудешь…»
Именно эти слова и были высечены на камне, водруженном в 2000 году в Красноярске на предполагаемом месте утраченного захоронения Николая Резанова. Памятник – белый крест, на одной стороне которого написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не увижу», а на другой — «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791—1857. Я тебя никогда не забуду».
Кончита два года ждала Резанова, целыми днями просиживая над бухтой Сан-Франциско, вплоть до того дня, как приехавшие на агропоселение русские колонисты не привезли известие о его смерти.
Остаток своей жизни Кончита провела монахиней в местной обители.
Александр АННИН
Фото: wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2023
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!