Найти тему

2 августа: день рождения почтового ящика

Источник: Центральный музей связи имени А.С. Попова
Источник: Центральный музей связи имени А.С. Попова

Интересная дата: сегодня вроде как Международный день почтовых ящиков. Как часто бывает, традиция началась с подачи англосаксов: в этот день (хотя есть сведения, что не в этот, а в ноябре) в 1852 году в Англии были установлены первые ящики для писем. Ранее письма у населения принимал специальный почтальон – его называли bellman: он обходил улицы в определенное время с колокольчиком и специальной сумкой с прорезью в руках. Ему на смену пришел pillar box – «ящик-колонна»; теперь это такой же культовый символ Великобритании, как и двухэтажный автобус.

Беллмен и «ящик-колонна». Источники: postalmuseum.org и greater-albion.com
Беллмен и «ящик-колонна». Источники: postalmuseum.org и greater-albion.com

Британцы, конечно, могут всем этим наследием гордиться, сколько захотят, но вообще-то первые почтовые ящики появились в Париже на 200 лет раньше, в 1653-м. Да и у нас в России, хоть и на четыре годика, да пораньше – в 1848-м.

Городская почта была учреждена в Санкт-Петербурге еще в 1833 году. Хозяевам торговых мелочных лавок было приказано также принимать письма. В лавке должен был находиться некий запертый ящик, ключ от которого есть у почтальона. Сведений о размере и форме ящика нет, но в высказывалось предположение, что это он изображен на картине Иллариона Пряничникова «Чтение письма в мелочной лавке», – слева, около бочки, на нем еще свеча стоит. Но все же, это еще не почтовый ящик в строгом смысле слова. То есть, по всей видимости, в этот ящик принятые письма складывал хозяин лавки.

И.М. Прянишников. «Чтение письма в мелочной лавке»
И.М. Прянишников. «Чтение письма в мелочной лавке»

В 1848 году появились почтовые ящики, сделанные из дюймовых досок и обшитые листовым железом. Для выемки использовалась запирающаяся дверца. Выглядели они устрашающе, и, судя по конструкции, задумывались как антивандальные. Но нет: эти ящики было легко открыть, поэтому они не обеспечивали сохранность писем.

С 1851 года на вокзалах Николаевской железной дороги стали устанавливать почтовые ящики нового типа. На передней стенке – инструкция, письма вынимались сбоку. Это ларчик тоже просто окрывался, поэтому нововведение долгое время не вызывало доверия у публики. Так в 1848–1849 году только 11 из 100 отправляемых писем были брошены в почтовый ящик, в 1854-м – 22.

Россия: 1848 г., 1851 г., 1920-е (ящик конструкции П. Н. Шабарова). Источник: телеграм-канал @communiculture
Россия: 1848 г., 1851 г., 1920-е (ящик конструкции П. Н. Шабарова). Источник: телеграм-канал @communiculture

А в 1910 году инженер Павел Шабаров изобрел ящик новой конструкции. Донная дверца механически открывалась, когда почтальон задвигал мешок в специальные направляющие.

Такой ящик был широко распространен до 1924 года. Но встречается он и на более поздних фотографиях.

И тут – самое для нас интересное: когда буквально на днях мы опубликовали здесь снимок с Никольской улицы, мы сначала не обратили внимания на прямоугольный предмет на стене одного из домов…

Никольская улица, 1928 год. На стене – почтовый ящик системы Шабарова
Никольская улица, 1928 год. На стене – почтовый ящик системы Шабарова

А вчера, пересматривая фотографию, задумались: уж не почтовый ли ящик это? Проконсультировались с друзьями с телеграм-канала Связь и Культура – и ответ был такой:

Плохо видно, конечно, но это точно почтовый ящик конструкции инженера Шабарова! И, возможно, специально для авиаписем. Кстати, 2 августа день рождения почтового ящика...

Конечно, мы не могли пройти мимо такого повода снова опубликовать сегодня фотографию с Никольской! Ведь наверняка какие-то из сотен непрочитанных писем начинали свой путь в Заозерье именно отсюда...

С праздником! Ваша, Непрочитанная почта 📮

P.S. Советуем подписаться на канал @communiculture – его ведет бывший директор Музея русской почты и Московского почтамта и там всегда интересно. Он нам очень помог при подготовке этого поста.