Павел Дуров - создатель Вконтакте и Телеграмм.
Сергей Брин - сооснователь Google.
Константин Новосёлов - ученый-физик, лоуреат Нобелевской премии.
Это лишь самые известные эмигранты, а так список можно продолжать долго. В общем и целом, за последние 10 лет из России уехали около полутора миллиона человек и это только по официальной статистике. Уезжают ученые, бизнесмены, программисты, выдающиеся спортсмены, люди искусства и культуры, да даже просто перспективные студенты которые не видят будущего в своей родной стране.
Почему так происходит и как это остановить?
В то время, как президент российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и главный учёный секретарь РАН Николай Долгушкин говорили о десятках и даже сотнях тысяч человек. Александр Сергеев сказал: "В России происходит снижение численности аспирантов: если в 2010 году их число составило 157 тыс. человек, то в 2019 году – 84 тыс. человек. А доля окончивших аспирантуру с защищённой диссертацией в 2019 году составила 10%, а в 2020 году еще меньше – 8,9%". Николай Долгушкин сказал: "Число ежегодно выезжающих за границу специалистов не уменьшилось и с 2012 года с 14 тыс. увеличилось до почти 70 тыс. человек". По его словам, только за последние три года число учёных в стране сократилось на 30 тыс. А всего с 1990 года (тогда Россия занимала первое место в мире по числу учёных) количество учёных снизилось с 992 тыс. до 348 тыс., то есть почти в три раза. Эти десятки и сотни тысяч учёных перестали числиться учёными. Эти десятки и сотни тысяч учёных эмигрировали из России.
Почему? Факторов очень много. Кратко все их можно обозначить очень просто – плохой инвестиционный климат в России. Здесь слово "инвестиционный" следует понимать очень широко. И не просто плохой, а в последние много-много лет ещё и постоянно ухудшающийся инвестиционный климат. Но, что ещё хуже – в последние годы к ухудшающемуся инвестиционному климату добавились ещё и всё возрастающие риски уголовного преследования ученых по абсурдным обвинениям.
Мы можем, конечно, убаюкивать себя тем, что большинство россиян (75%) хотят жить и работать дома. Но дело в том, что среди этих 75 процентов большую часть составляют пожилые и малообразованные люди, жители маленьких городков, не имеющие доступа к Интернету. Молодое поколение учёных и специалистов мечтает о Западе. С кем Россия останется через следующие 20 лет? С политически благонадёжными участниками народных фронтов?Жёсткие оценки даёт Марк Урнов, известный социолог из Высшей школы экономики: «В стране не задерживаются люди, которые смогли бы сформировать запрос на модернизацию политической и экономической систем». Большинство экспертов сходятся во мнении, что причины чемоданных настроений в плохом инвестиционном климате, в рэкете, отсутствии реальной правовой защиты, в ненадёжности прав собственности, в коррупции в судах и среди чиновников.
Кто виноват? Ну, этот вопрос понятен и очевиден. Власть виновата. Почти абсолютная несменяемость власти. Почти полное отсутствие социальных лифтов. Наличие таких лифтов только для детей приближенных к власти людей. Фактически претворяемый в жизнь принцип "Друзьям всё, остальным закон"
Сегодня в России 26 800 докторов наук. В одних только Соединенных Штатах работает 16 тысяч докторов наук из бывшего Советского Союза. Менее трети исследователей, работающих в России, входят в самую продуктивную возрастную группу (от 30 до 50 лет), а четверть ученых старше 70 лет. Независимого финансирования научных исследований и разработок в стране почти не существует, а международное научное сотрудничество испытывает все большие затруднения. Некоммерческий фонд «Династия», открытый в 2002 году для поддержки российских научных исследований и образования, в мае 2015 года был объявлен иностранным агентом. Спустя месяц его учредитель Дмитрий Зимин покинул Россию, а в октябре фонд закрыл свои двери (и банковские счета).
В целом, самой тревожной тенденцией является эмиграция студентов и молодых выпускников вузов. Они уезжают из-за низких зарплат, проблем с жильем, слабой исследовательской базы, неблагоприятной научной среды, непрестижности научной работы и отсутствия эффективных государственных мер по улучшению ситуации. Эта проблема все больше усугубляется: из-за эмиграции российских ученых сокращается количество докторских диссертаций среди нового поколения, а также число аспирантов и кандидатов наук. Нехватка научных руководителей ведет к тому, что молодое поколение стремится защищаться за рубежом.
По каким причинам ученые, эмигрировавшие за рубеж, в поисках лучшей жизни, не стремятся возвращаться обратно? Вот эти причины:
Первая. Даже если российский университет или НИИ может привлечь нужного молодого учёного, выбив для этого грант на исследование, он не может гарантировать стабильности. Через год-два-три деньги, особенно бюджетные, могут закончиться – и независимо от результата, тема будет свёрнута (если только не удастся найти или выбить новый грант). Значит, учёный останется на голой ставке, а та порой имеет лишь символическое значение. До сих пор даже в московских НИИ сохраняются оклады в 15-20-25 тыс. руб для м.н.с. И хотя на Западе аналогичная нестабильность тоже присутствует, финансовая база там изначально в разы, а то и на порядки выше. Да и грантодателей не в пример больше.
Вторая. Российская наука все ещё сильно отстает по уровню развития инфраструктуры – оборудования, лабораторий, инструментария. Особенно в тех отраслях, где требуется дорогостоящая инструментально-аналитическая база. До сих пор для отечественных НИИ проблема – своевременно купить современное оборудование или даже отремонтировать лабораторию. Нет в их бюджетах и возможность платить за анализы, сделанные за рубежом. Как результат, исследование может затянуться, пока не будет найдено дополнительное финансирование. Иногда – затянуться очень надолго. Настолько, что ранее собранные данные просто устаревают.
Третья. В стране планомерно и неуклонно закручиваются гайки, зажимаются свободы – а ведь наука, в отличие от религии, почти всегда требует именно свобод. Вал уголовных дел по обвинению учёных в государственной измене тоже не может не настораживать коллег и не способствует сокращению оттока ученых за границу, а напротив усиливает желание уехать в страну, где можно спокойно заниматься научными исследованиями, на которые выделяются государством или фондами деньги и быть уверенным в своей личной безопасности.
А у мигрантов, которыми власть замещает местное население, напротив почти у 80% в лучшем случае среднее и средне-специальное образование. Налицо неполноценная замена уезжающих высококвалифицированных кадров, с высшим, двумя высшими образованиями, кандидатов и докторов наук на малограмотных гастарбайтеров. Cтоит ли удивляться, что в нашей стране нет новых ученых, вроде Ломоносова, Менделеева, Павлова, Вавилова, Королева, Курчатова, Капицы, Ландау? Откуда же им взяться? Их нет и не будет при данном развитии событий.
P/S Cтрана за последние 30 лет окончательно деградировала, превратившись из страны некогда передовых ученых, космонавтов, инженеров, конструкторов в страну третьего мира, курьеров, разносчиков пиццы, клерков. Печально, что мы отказались от европейского пути развития времен Петра I, Екатерины II., отказались от советского наследия, выбрали наихудший вариант развития.