Найти в Дзене
Облако знаний

Сделай себя сам, или Как Ламарк объяснял появление длинной шеи у жирафа

Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк оставил значительный след в истории биологии. Его теория эволюции живых организмов, которая была опубликована в начале XIX века, на протяжении долгого времени вызывала научные и философские дебаты. Хотя некоторые из идей учёного с течением времени оказались ошибочными, Ламарк внёс важный вклад в развитие биологической науки, особенно в области эволюции и возникновения адаптаций организмов.

Впервые ученики знакомятся с открытиями Ламарка уже в 5 классе. Цифровая работа из курса по биологии онлайн-сервиса «Облако знаний»
Впервые ученики знакомятся с открытиями Ламарка уже в 5 классе. Цифровая работа из курса по биологии онлайн-сервиса «Облако знаний»

Одна из основных концепций теории Ламарка – это идея о том, что приобретённые характеристики могут передаваться от одного поколения к другому. Он предполагал, что организмы изменяются под воздействием окружающей среды, а затем передают эти изменения своему потомству. Иначе говоря, если животное приобретает определённые признаки в своей жизни, например развитые мышцы от интенсивного использования, эти изменения должны будут отразиться на потомстве.

Ламарк утверждал, что все благоприобретённые изменения наследуются. Он считал, что они происходят вследствие использования и неиспользования органов и что часто это приводит к их улучшению или ухудшению. Например, если жирафы в течение своей жизни вытягивают шеи, чтобы достать листья на верхних ветках, то их потомки будут иметь более длинные шеи, чтобы лучше адаптироваться к этому образу жизни.

Ламарк утверждал, что все живые организмы стремятся к самоусовершенствованию и «упражняют» органы, а все возникшие признаки передаются по наследству
Ламарк утверждал, что все живые организмы стремятся к самоусовершенствованию и «упражняют» органы, а все возникшие признаки передаются по наследству

Хотя современная наука принимает за основу положения дарвиновской теории естественного отбора как объяснение механизмов эволюции, вклад Ламарка нельзя недооценивать. Его идеи вдохновили учёных-современников и даже самого Чарлза Дарвина на дальнейшее изучение наследственности и изменчивости организмов и эволюционной теории.

Одним из аргументов против теории Ламарка является отсутствие надёжных доказательств того, что приобретённые характеристики могут передаваться от одного поколения к другому. Современные генетические исследования показывают, что наследуемые признаки определяются генетическим материалом клетки и воздействием движущих сил эволюции, таких как естественный отбор, мутационная и комбинативная изменчивость.

Теория Ламарка не учитывает роль естественного отбора и случайных мутаций в процессе эволюции. Согласно современной концепции, эволюция происходит через изменения, накапливающиеся в популяциях в результате естественного отбора, где выживают наиболее приспособленные организмы, а также под действием наследственной изменчивости, которая создаёт разнообразие генетического материала.

Согласно теории Ламарка, змеи, ползая по земле, постоянно вытягивались. В итоге органом передвижения у них стало всё тело, а конечности исчезли вследствие неупражнения
Согласно теории Ламарка, змеи, ползая по земле, постоянно вытягивались. В итоге органом передвижения у них стало всё тело, а конечности исчезли вследствие неупражнения

Ламарк не уделял должного внимания вероятностной природе мутаций и их роли в эволюции. В отличие от Ламарка, современные биологи признают, что мутации происходят случайно и дают материал для естественного отбора, ведущего к адаптации организмов в изменяющейся среде.

Важная слабость теории Ламарка – отсутствие экспериментальных подтверждений его гипотез. В то время как Ламарк приводил примеры из наблюдений и описывал случаи адаптации организмов, не было проведено достаточного количества строго контролируемых экспериментов, способных подтвердить его предположения.

Август Вейсман попытался экспериментально доказать теорию Ламарка: отрезал хвосты у мышей в нескольких поколениях. Он ожидал, что в какой-то момент хвосты атрофируются, поскольку не используются мышами при жизни, однако этого не произошло
Август Вейсман попытался экспериментально доказать теорию Ламарка: отрезал хвосты у мышей в нескольких поколениях. Он ожидал, что в какой-то момент хвосты атрофируются, поскольку не используются мышами при жизни, однако этого не произошло

Несмотря на то что современная генетика опровергла гипотезу Ламарка о прямой передаче всех приобретённых характеристик из поколения в поколение, его идеи проложили путь для понимания важности взаимодействия между организмами и их окружающей средой. Сегодня мы знаем, что факторы внешней среды могут влиять на активацию или подавление генов, а это, в свою очередь, может оказывать влияние на приспособляемость организмов.

Изучать эволюционную теорию (и не только) можно в том числе с помощью цифровых работ «Облака знаний» на уроках биологии разного типа как при традиционной очной, так и при дистанционной форме обучения.

***

«Облако знаний» – первый в России онлайн-сервис, спроектированный для использования учителем в рамках классно-урочной системы. Педагогу доступны тысячи работ по 17 предметам школьной программы: интерактивные презентации, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы, задания для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Их более чем достаточно, чтобы регулярно включать в школьные уроки и выдавать домашние задания.

Наука
7 млн интересуются