Найти тему
Капитал страны

Совершила ли Россия военное преступление, отказавшись от зерновой сделки?

   Совершила ли Россия военное преступление, отказавшись от зерновой сделки?
Совершила ли Россия военное преступление, отказавшись от зерновой сделки?

17 июля Россия объявила о выходе из Черноморской зерновой инициативы, заключенной в 2022 году при посредничестве ООН и Турции. Сделка позволяла Украине безопасно экспортировать зерно через Черное море.

Госсекретарь США Энтони Блинкен и Европейский совет охарактеризовали выход России из Инициативы как «превращение еды в оружие», а заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и чрезвычайной помощи Мартин Гриффитс сказал, что в отсутствие Инициативы «кто-то будет голодать, а многие могут даже умереть».

Но могут ли действия российских официальных лиц по выходу из Инициативы считаться военными преступлениями или преступлениями против человечности в соответствии с международным уголовным правом?

Комментирует Селеста Кмиотек — штатный юрист Проекта стратегических судебных разбирательств в Атлантическом совете, стратегическом судебном проекте, который работает над предотвращением и привлечением к ответственности за злодеяния, нарушения прав человека и коррупционные правонарушения по всему миру.

Международный уголовный суд (МУС) постановил, что для некоторых преступлений как действие, так и последствие действия могут быть частью actus reus: действия, которые вместе составляют преступление. Поэтому умышленное использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны» является преступлением, если оно совершено в контексте международного вооруженного конфликта.

Россия же якобы вышла из Инициативы в ответ на санкции ООН и западных стран. И хотя санкции и конфликт могут быть достаточно связаны, можно утверждать, что выход России из Инициативы является средством дипломатии, а не войны. Критерии « контекста вооруженного конфликта » требуют только того, чтобы вооруженный конфликт «играл существенную роль в решении преступника», а не того, чтобы он был «конечной причиной преступного поведения». Тем не менее, прокурор МУС может счесть конфликт слишком касательным по отношению к решению Москвы в данном случае.

Но, даже если действия российских официальных лиц по выходу из Инициативы не отвечают критериям военного преступления, они могут представлять собой преступления против человечности. Хотя в Римском статуте не существует преступления против человечности, которое конкретно касается голода, существует общее преступление, под которое оно может подпадать: «другие бесчеловечные действия».

Однако, в отличие от военного преступления голодной смерти, которое сосредоточено на акте лишения, преступление против человечности других бесчеловечных деяний сосредоточено на последствиях, а потому требует причинно-следственной связи — российские чиновники должны не только предвидеть голодную смерть, но и их действия должны довести до очевидных «сильных страданий или серьезной травмы». Это сложнее установить, и требует ожидания, чтобы отслеживать последствия выхода России из Инициативы и ее последующих атак и блокады Украины.

AtlanticCouncil

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»