Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Все знают, что маршал Жуков гнал свои войска на минные поля, но потом оказалось, что это всё банально враки

Все вокруг прекрасно знают, что «маршал Победы» Георгий Жуков во время войны гнал своих солдат на минные поля как убойный скот, чтобы добиться быстрой победы. Но, во-первых, это не доказано вообще ничем и никем, а, во-вторых, является доказанным, что американцы и англичане как раз именно так со своими солдатами и поступали.

Жуков и Эйзенхауэр
Жуков и Эйзенхауэр

Исторические феики существовали всегда как один из вариантов пропаганды и гибридной войны даже в те времена, когда никакой войны не было. Многие высказывания многих знаменитых людей при более тщательном рассмотрении оказывались неправдой, то есть феиками, запущенными с определенными целями. Но даже те феики, которые удалось разоблачить, не исчезают, так как многим людям просто нравится в них верить. А что уж говорить о феиках, которые разоблачить невозможно?

Один из таких «сложных» феиков, которые в лучшем случае можно считать полуправдой - это тактика советского маршала Жукова, заключающаяся в разминировании минных полей с помощью пехоты, то есть живых солдат без применения технических средств разминирования. Мол, якобы Жуков в беседе со своим американским коллегой, генералом Эйзенхауэром в 1945 году, признался, что он нередко во время стремительных наступлений посылал пехоту на минные поля, чтобы не ждать саперов и обеспечить успех наступлению.

Мало того – он даже обосновывал такую тактику, утверждая, что при таком варианте потерь значительно меньше, чем при традиционном ведении боя. И эту речь Жукова генерал Эйзенхауэр привел в своих мемуарах, так что сомневаться в утверждении американца как бы не приходится – да, он это написал.

Маршал Жуков Георгий Константинович, четырежды Герой Советского Союза
Маршал Жуков Георгий Константинович, четырежды Герой Советского Союза

А вот говорил ли ему это Жуков – это уже другой вопрос. Сам маршал никогда не упоминал об этом разговоре, ну, это и понятно, кто же будет таким хвастаться. Но понимал ли Жуков, что его тактика, рассказанная идеологическому врагу, очень быстро будет обнародована и истолкована не только против него, но и против Красной Армии и СССР? И понравится ли это Сталину, как главнокомандующему? А не поставит ли он за это «маршала Победы» к стенке, как американского шпиона?

Естественно, очень умный Жуков это прекрасно понимал. Поэтому имеются очень определенные сомнения в том, что Жуков рассказывал Эйзенхауэру именно то, что тот впоследствии озвучил. Может быть, речь и шла о минных полях, но совершенно не о том, что их необходимо разминировать ценой жизней солдат.

Дуайт Эйзенхауэр - генерал армии, 34-й президент США
Дуайт Эйзенхауэр - генерал армии, 34-й президент США

Впрочем, оставим эту цитату из мемуаров американского генерала в покое – нам ее не опровергнуть, так как она уже написана, и с американской стороны правды не добиться. А вот можно ли прояснить что-то со стороны советской?

Думается, что если бы такая практика разминирования минных преград в Красной Армии существовала, то о ней было бы известно от самих же солдат и офицеров.

Но где мы видим такие свидетельства?

Да нигде. Никто не рассказывал об этом ни во времена СССР, ни сегодня, когда можно рассказывать всё подряд. Не слышали советские солдаты о такой тактике разминирования.

Советские солдаты в атаке. На минные поля их никто никогда не гнал
Советские солдаты в атаке. На минные поля их никто никогда не гнал

Мало того, если бы такая тактика существовала, то она могла бы вызвать бурное неприятие среди солдат еще во время войны. Но солдаты не бунтовали, чему свидетельством является практическое отсутствие трибуналов за отказ идти в атаку через минное поле. Никаким советским уставом не было предусмотрено разминирование мин простым передвижением против них пехоты. Если впереди мины – то продвижение в приказном порядке войск было запрещено, и никакой Жуков не смог бы их заставить наступать.

Для проделывания коридоров в минных полях во время важных наступлений у Красной Армии существовали специальные средства
Для проделывания коридоров в минных полях во время важных наступлений у Красной Армии существовали специальные средства

В связи с этим, кстати, на второй год войны было налажено обучение обычных пехотинцев искусству выявления противопехотных мин по пути следования войск. Кстати, быстро обнаружить противопехотную мину, в отличие от противотанковой, которая пехоте не страшна, не составляло особой проблемы. Кто служил в пехоте и на учениях преодолевал открытые пространства в марш-броске, прекрасно поймет это. Так что любой пехотинец в атаке мог легко преодолеть минное поле, обладая даже первичными знаниями, зоркостью и обычным штыком, которым мину легко можно было нащупать даже в песке.

В общем, теория Жукова об «особой тактике разминирования полей» не подтверждается ни в какой своей части. Особенно учитывая, что начиная с конца 1942 года, когда Красная Армия начала масштабные наступательные операции, ее потери снизились в несколько раз, и теперь, в отличие от предыдущих лет, соотношение потерь было 1:2-1:3 не в пользу немцев. В эту картину «жуковская тактика разминирования» как-то не вписывается.

Сапер за работой
Сапер за работой

А что же сами американцы, англичане и немцы? Они такую тактику разминирования разве не использовали?

Вот вам цитата из книги «Война, какой я ее знал» американского героя войны генерала Джорджа Паттона:

«…Мины служат врагу не для защиты, а скорее для самоуспокоения. Они становятся для наступающих причиной не более 10% всех потерь… Повторяю, (даже на минном поле) солдат должен (!) идти вперед, и только вперед!»…

А вот что еще пишет Паттон о минах, речь идет о боях во Франции в окрестностях города Мец:

«Ночная атака 10-го пехотного была характерна тем, что идти солдатам пришлось через минное поле. Поскольку они переходили его в темноте, то потеряли около тридцати пяти человек, но, попробуй они сделать это в дневное время, скорее всего, на минах подорвались бы те же тридцать пять, плюс еще несколько сотен полегло бы под пулеметным и ружейным огнем противника»…

Есть еще много свидетельств, когда и союзники, и немцы заставляли свои войска преодолевать минные поля без специальных средств. Так, известна танковая атака позиций Роммеля англичанами, цитата из книги Ю. Г. Веремеева:

«В отчаянии командир британской 10-й бронетанковой дивизии бросил в атаку 43 танка. Он приказал солдатам идти вперед, невзирая на мины. Полк на минах потерял 28 танков, но, пробиться так и не сумел»…

В общем, как мы видим, если Жуков и рассуждал с Эйзенхауэром о перспективах предположения минных полей без применения спецсредств, то это была не только его идея. Вполне возможно, что он обсуждал не свою тактику, а тактику союзников и их собственные потери при ее применении.

В каждом подразделении Красной Армии было достаточно специалистов по разминированию
В каждом подразделении Красной Армии было достаточно специалистов по разминированию

Но вот вряд ли бы он признавался своим непредсказуемым в сфере идеологической войны «союзникам» в том, что настолько низко ценит жизни своих солдат – советских солдат! – что готов с ними обращаться как с животными, которых «бабы еще нарожают».

И при этом транслировать это не весь свет.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Летом 1941-го Красная Армия не сдалась, не разбежалась, а перемолола вермахт, выполнив свою задачу

В ГУЛАГ отправляли только 10% освобожденных советских военнопленных, а 90% шли опять на фронт

Три главных сражения 1942 года на разных театрах военных действий Второй мировой

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях