Найти тему
Верещагин Сергей

Приемы нравственного воспитания в учебной деятельности

Во время уроков нельзя отрицать что во взаимосвязи учащихся с преподавателями генерируется нравственность учащегося, выстраивается его первоначальный взгляд на мир. Первые чувства успеха и огорчения у учащихся младшей школы, неразрывно согласованно со школой. Во время проведения урока свою взаимосвязь находят все общепринятые составляющие учебного и воспитательного процесса. Это его содержание, цель, методы, средства, а также его непосредственная организация. Воспитывают не сами моменты жизни, учебы. Воспитание заключается в полном процессе обучения, от нравственных бесед до решения каких-либо математических задач, полное участие школьником в жизни себя и других людей, все это будет полноценным воспитанием ребенка, как духовно-нравственной единицы общества.

Систематическое проявление интереса к понятиям суждениям нравственности, как правило, происходят в процессе обучения. Важным источником нравственного познания его получения, накопления и закрепления являются, туризм, и экскурсии как по культурным местам, так на природу и производства. Через взаимосвязь с окружающим миром, деятельностью и общностью других людей школьники могут подчеркивать или замечать то, о чем им учитель говорил на всякого рода воспитательных мероприятиях.

Почти всегда у каждого школьника есть свое восприятие информации про нравственные нормы. Они были получены либо во время уроков, либо получены во время повседневной жизни, которая у каждого индивидуальная. Для восполнения пробелов, обобщения этих знаний нужна индивидуальная работа преподавателя. Она может заключаться в использовании таких форм:

1) Рассказ преподавателя;

2) Духовная или этическая беседа.

Этические беседы окажут поддержку подрастающему поколениям в приобретении новых нравственных знаний, у детей будет генерироваться этическое понимания мира, будет зарождаться любопытство к проблемам общества в области нравственности. Благодаря чему будет формироваться своя нравственная позиция, путем анализа своего личного опыта. Также основной задачей будет являться, создание привычки вырабатывать свои нравственные убеждения. Несомненно, во время проведения этических бесед нужно обеспечить, участие каждого ребенка в обсуждениях проблем, как нравственных, так и жизненных. По окончанию таких обсуждений у каждого ребенка должно сформироваться свое видение на проблему, благодаря которому он сделает соответствующие выводы. Они будут делиться своим мнением и попадать под критику, каждый из них должен быть способен отстоять свою точку зрения путем конструктивного диалога с соперником. Этические беседы строятся на обсуждении и анализе конкретной информации, данной учителем и событий, которые происходят в жизни ребят.

Также очень активной формой обсуждения будет выступать рассказ преподавателя. Такие рассказы обычно называются незаконченными. Они в своей структуре имеют героя, который по каким-то причинам действовал, нарушая нравственные понятия и нормы. Каждый ученик слушающий рассказ должен представлять на месте этого героя себя. И после каких-либо ошибок либо происшествий, ученик должен сам закончить рассказ, предложив варианты поведения своего героя.

В процессе генезиса идейного и нравственного сознания личности в школьниках, важным будет построение учебного процесса, путем коллективизации. Ученики должны быть связаны друг с другом в учебе, а также в труде.
Также в построении учебного плана должно формироваться оценочное суждение знаний. Благодаря чему будет создаваться понимание у школьника, того, что он часть коллектива, коллектив может пострадать или достигнуть успеха благодаря его деятельности.

Общественно-полезные работы учащихся помогут формированию нравственного опыта в их жизни. Благодаря нужде трудиться на мир и общество, будет формироваться забота к труду других людей, и осторожная взаимосвязь с природой. Воспитанник обязан понять, что каждый человек — это часть системы, каждый человек выполняет свою роль.

Воспитательный процесс, построен так, что в его деятельности должны присутствовать ситуации, где каждый учащийся будет стоять перед потребностью принятия выбора, самостоятельного и нравственного.

Анализ различных статей, сказок, учебной литературы должны помочь ученикам понять нравственные деяния и сформировать оценку о них. Детям будет гораздо интереснее читать, то что написано в свободной для их понимания форме, и тогда они смогут обсудить понятия о патриотизме, чести, дружбе, верности как себе, так и своей семье, и своему государству, любви, и гуманности.
Во время учебной деятельности между всеми участниками учебного процесса, постоянно будут формироваться как индивидуальные деловые отношения, так и нравственные. Коллективно ставя перед собой какие-либо познавательные задачи и решая их, ученики как коллектив будут воздействовать на мнения и суждения о мире друг друга. Преподавателю нужно дать установку детям что, в процессе обучения есть определенный ряд требований, таких как: взаимоуважение, и терпение. Каждый должен уметь выслушать мнение своего одноклассника, не мешая ему подавать свое мнение, но также при возникновении вопросов они должны принимать участие в дискуссии по возникшим вопросам. Благодаря коллективной работе учащихся между ними будут рождаться отношения, похожие на любой вид коллективной работы.
Самое важное это обеспечить достижение удовлетворения и радости от выполненной совместной работы, которая будет вызывать переживания о друг друге и об общем деле, это все будет способствовать их нравственному воспитанию.
Таким образом, я хочу подвести итог вышесказанного, и так, одной из педагогических категорий выступает нравственное воспитание. Это система включает в себя понятия, необходимые для усвоения и размышления школьниками. Для достижения эффективности, нужно опираться на принципы морально-нравственного обучения. В процессе работы над проблемами морально-нравственной воспитанности учащихся, нельзя забывать об их возрастных особенностях. И в ходе всего процесса обучения нужно активно использовать приемы и возможности воспитательной работы для создания нравственных особенностей у школьников в учебе.