Римская армия располагала довольно большим ассортиментом различных боевых метательных машин - стрелометных, камнеметных, работавших на разных принципах (кроме, естественно, пороха) - торсионных, тенсионных и т.п. Большая часть из них применялась в рамках полиоркетии - т. е. науки о ведении осадной войны, то есть либо для штурма городов и крепостей, либо наоборот - для их защиты.
Большинство этих машин были либо стационарными, либо, во всяком случае, маломобильными. Вообще допороховая артиллерия плохо подходила для применения ее в полевых сражениях, да и первые пороховые пушки века полтора применялись исключительно против целей размером с замок. Но римляне не были бы римлянами, если б не применили свои инженерно-конструкторские навыки и в этой сфере тоже...)
Источники на древнеримские "тачанки", как ни странно, есть!
Это барельефы на колонне Траяна, на колонне Марка Аврелия и некоторых других (правда, на колонне Марка Аврелия изображена конструкция, которая может быть, в общем-то, чем угодно).
Есть и свидетельства применения стрелометных "тачанок" в битвах. Так, например, на рубеже III-IV веков небольшие стрелометные баллисты, смонтированные на колесницах, были использованы в битве под Боспором, прикрывая ложное отступление (ну совершенно, в общем-то, как махновские "максимы" на бричках ))) ).
Стреляли, естественно, исключительно с места. Подобные "тачанки" располагались в боевом строю либо сзади боевых порядков, стреляя поверх голов тяжелой пехоты, либо на флангах или между "коробок" когорт.
О них пишет и Вегеций Флавий, причем - как о достаточно обыденной вещи:
«...иногда следует позади строя помещать карробаллисты большего чем обычно размера … их ставят на повозки, запряженные парой коней или мулов…» (carroballistas aliquanto maiores … superpositas curriculis cum binis equis vel mulis post aciem convenit ordinari…)
В каждом легионе, по Вегецию, было 55 таких мобильных карробаллист. Расчет каждой состоял из одного контуберниума под командованием декана (8-11 человек, буквально "сопалатники", то есть малый коллектив, в походных условиях обитавший в одной палатке). Причем, судя по сохранившимся изобразительным источникам, стрелками были лишь один-два из них, остальные выполняли функции вспомогательных номеров расчета - от подноски боеприпасов до возни с животными. Кстати, другие авторы, такие, как Псевдо-Маврикий, упоминали об обязательном наличии среди баллистариев "отличных мастеров и медников" - кто-то должен эту конструкцию ремонтировать, проводить ей ТО, и т.п...
Какого рода была эта конструкция, сказать сложнее. Если вкратце, все подобные системы делятся на тенсионные - использующие, как обычный лук или арбалет, энергию сгибающихся упругих "плечей", и торсионные - использующие энергию торсионов в виде закрепленных в специальных кассетах пучков очень толстых и прочных канатов.
Ну, есть еще гравитационные метательные машины, вроде знаменитого требушета, но про то сказ отдельный...))
В поздние эпохи, к IV веку, римские машины подобного типа были уже торсионными, хотя раньше использовались и тенсионные. Торсионные имеют более высокий КПД и считаются более совершенными.
Кроме всего прочего, такая вот торсионная система способна, в завимости от конструкции, метать либо камни (палинтон), либо стрелы (эвтитон), либо и то, и другое сразу (в этом случае она тоже именуется палинтоном). На римских "тачанках" сравнительно позднего времени, века эдак четвертого, стояли скорее универсальные палинтоны, нежели "специализированные" стрелометы-эвтитоны. По крайней мере, с точки зрения А. К. Нефёдкина:
...Эвтитоны (они же катапульты), прежде всего в силу своей конструкции, могли метать только стрелы, а палинтоны как каменные ядра так и, когда нужна была большая мощность и пробивная способность, стрелы. Такими многоцелевыми машинами были, например, четырехлоктевая (длина стрелы — 1,85 м) камне- и стрелометная катапульта Бромиона, хранившаяся в Афинском арсенале в 306–305 гг. до н.э., трехталантовый камнемет Архимеда, также метавший стрелы длиной 12 локтей (около 5,5 м), построенный им для корабля «Сиракузия» , или четырехлоктевой палинтон Агесистрата. Ярким же примером мощи машин, по всей видимости, того же типа являлись огромные баллисты (то есть палинтоны) массилиотов, выпускавшие в осаждавших их цезарианцев стрелы длиной в двенадцать футов (около 3,5 м) и пробивавшие насквозь даже осадные сооружения или нескольких человек сразу. Тем не менее, эвтитоны полностью исчезают к IV веку н.э. и слово ballista и его производные arcuballista, manuballista, carroballista уже служили обозначением стрелометных орудий.
А двухплечевые камнеметные баллисты были вытеснены более простыми по конструкции камнеметами, называвшимися у римлян onager или scorpio. Увы, когда именно произошла эта замена нам не известно. К примеру, остатки двухплечевого камнемета из Хатры относятся к середине III в., а первые упоминания одноплечевой машины — к началу II в. до н.э. , к началу II в. и к началу III в. . По мнению Э. Марсдена , трактат Псевдо-Герона о хиробаллистре дает ключ к пониманию этого изменения терминологии. Э. Марсден впервые показал , что этот документ является инструкцией по постройке машины того же типа, что и орудия, изображенные на колонне Траяна. А также на основании своего исследования он сделал вывод, который безоговорочно принят современными исследователями, а именно: «разработчики могли и, очевидно, должны были придать хиробаллистре характеристики палинтонной машины». То есть натяжная рама этого более совершенного стреломета состояла из двух, связанных между собой, железных кассет, называвшихся камбестрионами, с торсионными пружинами, пропорции которых довольно точно соответствовали кассетам более раннего камнемета-палинтона, а не стреломета-эвтитона. Таким образом, стрелометы переняли конструктивную схему палинтонов с деревянной натяжной рамой, а квалифицированные механики должны были назвать их «баллистами». Некоторое время, по крайней мере, начиная с правления Траяна и до середины III в., римская армия, возможно, имела два типа баллист — новые стрелометные орудия с железными натяжными рамами и старые двухплечевые камнеметы с деревянными. Но к IV в., как мы видим, слово «баллиста» уже однозначно обозначает стрелометную метательную машину, даже у нетехнических писателей.
Вы все поняли?)
Источник - обширные комментарии А. К. Нефёдкина к "Трактату о военных делах" анонимного римского автора.