Знакомо вам такое?
Причин всегда несколько, и у разных детей это разный комплекс причин. От нарушенного тонуса мышц руки до неправильной методики обучения письму. С каждым случаем надо разбираться отдельно .
Перед вами два примера работ разных детей начальной школы.
Второй ребёнок на год постарше, и его работа выглядит визуально получше.
При внимательном рассмотрении видны схожие трудности, а именно: регуляторная форма дисграфии плюс методические нарушения в написании букв. (Я здесь не стану объяснять, что именно и как указывает на подобные проблемы. Для этого нужно быть "в теме" 😉).
У детей с дисграфией любого вида очень часто имеется и нарушение почерка. Именно поэтому я начинаю работу всегда с коррекции почерка.
Когда ребёнок учится писать, мелочей нет: всё имеет значение. И тонус мышц кисти, и положение тела при письме (посадка), и положение тетради, и захват ручки/карандаша, и толщина пишущего предмета, и разлиновка тетради, и правильно подобранная мебель, и глазомер ребёнка, и состояние его мышечного корсета ( важен для удержания позы во время письма), и ещё многое другое.
Поэтому при подготовке к школе я начинаю понемногу обучать дошкольника этим навыкам, то есть процесс обучения письму мы "растягиваем" почти на год до школы. Да, я обучаю детей методически правильному написанию элементов букв, их соединений и в дальнейшем простых слов. В конце обучения дети сами с удовольствием придумывают, что сегодня будут писать. (Обычно это 1-2 простых слова, для поддержания навыка).
В школе, к сожалению , сейчас дают крайне мало времени для формирования навыка письма, буквально 4 месяца, и с января дети уже пишут предложения. 🤦♀️
Для большинства детей с ОВЗ это катастрофически мало! Не успевая разобраться с буквами, дети пытаются выучивать правила и применять их, что оказывается для большинства непосильной задачей.
Сейчас посмотрим, что получилось в процессе коррекционной работы с нашими мальчиками через 2-3 месяца.
Когда с написанием букв порядок, тогда и понимать написанное проще, и самому приятно смотреть на свои работы. Конечно, дисграфические ошибки ещё есть. Но, думаю, заметно, что их уже меньше, а мы ведь даже ещё не начали полноценную работу над самой дисграфией. Так, чуть-чуть только вспоминаем звуки/слоги/ударения.
А вот и закрепление навыка. Больше к исправлению почерка мы не возвращались.
Если вашему ребенку нужна помощь в коррекции почерка, или, возможно, вы сами хотите научить его писать красиво, то всегда можете обратиться ко мне за консультацией. Мне можно написать в Телеграм:
@yuliya_lipa_logoped
Консультации возможны не только очные для жителей Санкт-Петербурга, но и онлайн. Я работаю по ZOOM .
Также мной создан и записан видеокурс для родителей по обучению детей письму, где очень много наглядного материала и подробных разъяснений.
Обращайтесь, всегда можно что-нибудь придумать даже для жителей отдалённых мест.