Десятилетиями в СССР говорили, что советские люди с ненавистью встречали приход фашистов на их территорию. Люди верили источникам массовой пропаганды, утверждавшим патриотизм и любовь к Родине. Но такое единодушие распространялось не на все советские республики. В некоторых местах приход нацистов ожидали с нетерпением.
В приходе немецких властей эти люди видели избавление от установленного порядка, воспринимали фашистов как освободителей. Почему в дружной семье народов, объединившихся для совместного существования появилось инакомыслие и какие народности встретили германских оккупантов с радостным ликованием – тема для серьезного размышления.
Западные окраины огромной страны больше всех подверглись влиянию фашистской идеологии. Примкнуть к нацистам пожелали не просто отдельные советские граждане, а целые народности. Именно они считали себя приближенными к Европе, ее культурным ценностям.
Украинские коллаборационисты появились в Львове. Из них были сформированы националистические организации УПА, УНА, ВОА. Это были повстанческие, освободительные, национальные армии, воевавшие на стороне гитлеровцев. Немцы обещали новоявленным «европейцам» освобождение от Советской власти и коммунистов.
Население Латвии, вошедшей в состав СССР в 1940 году, считало себя оккупированным регионом. Оно ожидало приход гитлеровцев как избавление от силового присоединения к Советскому Союзу. Латыши встречали фашистских «освободителей» с распростертыми объятиями. Местное население активно включилось в сотрудничество с немцами, из латышей были сформированы местные отряды СС.
Литва неоднократно за историю существования попадала под влияние соседних государств. Очередное вхождение ее в состав Советской России в 1940 году воспринялось населением как оккупация советской властью. Профашистски настроенные литовцы подняли бунт против дислоцированных на территории Литвы войск Красной Армии. Знаменитый литовский легион поддерживал германский нацизм, организовывал жестокие расправы с коммунистами.
Самое активное участие в сближении с гитлеровцами приняла прибалтийская Эстония. На ее территории с согласия властей были организованы 25 концлагерей для врагов германского Рейха.
После упразднения шести казачьих республик на Кубани, Урале, Оренбурге накануне Второй мировой войны местное население было враждебно настроено из-за необходимости подчинения установленной власти. Приход немецких войск они воспринимали с ликованием, устраивали застолья в надежде найти защиту от ненавистных властей. Немцы в свою очередь обещали казакам суверенитет и независимость. Умело выстроенной пропагандой гитлеровцы убедили жителей вступать в казачьи дивизии вермахта.