Когда мы ставим ударение на тот или иной слог, мы выносим себе приговор. Образованная публика держит ухо востро и делает выводы. У нас есть одна попытка. Второго шанса не будет.
На каждом уровне бытия и сознания есть свои слова-маркеры. Они определяют, будете вы допущены в соответствующую среду или нет.
- "Километр" и "документ" - это тест на городское происхождение и посещение старшей школы.
- "Звонит" и "торты" - маркеры высшего гуманитарного образования.
- "Облегчить" и "откупорить" - признаки профессионала: диктора или редактора.
- "Декатировать" и "вавилоняне" - указывают на человека, который читает в интернете подборки слов с правильными ударениями.
Единственный доступный обывателю способ не ошибаться в ударениях - запомнить их. Вот просто выучить механически, как словарные слова в школе учили. При попытке найти логику можно наткнуться на несоответствия:
"лЕкторов", но "директорОв"
"бралА", но "крАла"
"тОрты - тОрта", но "блинЫ" - "блинА" и "дубЫ" - "дУба"
Особое недоумение вызывают варианты с предлогами:
"зА руку" и "за рУку"
"пОд гору" и "под гОру"
Меня зовут Наталья Полищук. Я преподаю русский язык иностранцам с 2000 года. Работала в вузах и языковых школах. Автор курса для начинающих. Если вам надо кого-то обучить - за заходите на мой сайт
Так в чём же дело, и за что нам эти удары судьбы?
Известный лингвист Андрей Зализняк объясняет путаницу изменениями в системе языка, которые происходят в наше время. Что это за изменения - учёный рассказывает в своей лекции, ссылку на которую вы найдёте в конце статьи. Здесь приведу основные положения.
Оказывается, в древнерусском языке всё было просто и прозрачно. В
XII веке люди наших забот не знали. В ударении никто не сомневался. Это было однозначно в каждом случае, как сейчас в словах "кошка" или "собака".
Внутри современной системы русского языка происходит «биение» между старыми и новыми нормами. По грубым прикидкам, сохранилось примерно 80% от старой системы, а 20% изменилось.
Если меня читают специалисты в иностранных языках - скажите, есть ли где-то ещё такая путаница с ударениями, как у нас сейчас? Сомневаются ли носители языка, как правильно сказать? Мне такие факты неизвестны.
Если мы хотим разобраться, что с чем борется в древнем и современном языке, нам потребуется экскурс в историю. Он не поможет ставить ударения правильно прямо сейчас, то есть практической пользы в нём нет. Но это та самая печка, от которой мы танцуем.
Акцентная система в древнерусском языке
Плюсовые и минусовые морфемы
В древнерусском языке существовала иерархия морфем в «борьбе за ударение». Каждая морфема имела свою маркировку. Существовали так называемые плюсовые и минусовые морфемы.
- Плюсовые морфемы определяли место ударения в слове.
- Минусовые – не определяли.
Вычислялась маркировка сравнительным анализом словоформ с конкретной морфемой – по тому же принципу, как мы определяем написание безударных гласных и непроизносимых согласных.
Плюсовые морфемы: самоударные и правоударные
Среди плюсовых морфем выделяли два типа: самоударные и правоударные.
- Самоударные морфемы требовали ударения на себя.
- Правоударные – на правый от себя слог.
В интернете можно найти длинные списки по запросу «акцентная маркировка морфем». Это древняя маркировка, к современному языку она применима лишь частично. Интуитивно современный человек не может определить, кто плюс, а кто минус.
Правило постановки ударения
- Если в слове было несколько «плюсовых» морфем, то определяющей становилась самая левая.
- Если все морфемы в слове «минусовые» - то ударение падало на первый слог.
Окончание -а женского рода существительных является самоударным. В слове "рЫб-а" корень тоже самоударный, и ударение падает на него, потому что он левее.
В слове "жен-А" корень правоударный, поэтому ударение на окончании.
В слове "голов-А" корень имеет минусовую маркировку, поэтому ударение на окончании.
Формы слова "голова" совпадают с современными, и вот как объясняется подвижность ударения в этом слове (помним, что корень -голов- минусовой):
Окончание -ы родительного падежа самоударное, поэтому "головЫ".
Окончание -ы множественного числа минусовое. Если в слове нет плюсовых морфем, ударение идёт на первый слог – "гОловы".
То же с винительным падежом единственного числа – "гОлову".
Древнее окончание родительного падежа множественного числа Ъ самоударное, но по ещё одному правилу ударение не может падать на слабый редуцированный, а смещается на слог влево. Поэтому – голОвъ.
Посмотрим глаголы.
пЕре-да-л-ъ – все морфемы минусовые. Древнее ударение на первом слоге.
пере-да-л-А – окончание самоударное, поэтому ударение на нём.
вЫ-да-л-ъ – приставка самоударная, ударение на ней.
вЫ-да-л-а – приставка и окончание самоударные. Работает самое левое.
Это правило работало не в пределах одной словоформы, а в пределах отрезка, имеющего одно ударение. В этот отрезок входили предлоги, союзы и частицы. Те, что стояли слева от слова, назывались проклитиками и имели минусовую маркировку. Те, что справа – энклитики, они были самоударными. Поэтому:
нА голов-у – все морфемы минусовые, ударение на первом слоге
По тому же принципу: И на голову, И не на голову, нЕ передал, нО не передал.
Современному человеку трудно это произнести.
"Ноги сохранил, голову жЕ потерял". - Самоударный проклитик же берёт ударение на себя.
К проклитикам относился и постфикс -ся. Поэтому, если до него все морфемы были минусовыми, то ударение падало на него: "на-ча-л-ъ-сЯ", "род-и-л-ъ-сЯ".
Акцентная система современного русского языка
Изменения в акцентной системе
Современный язык для определения ударения в словоформе имеет три решения:
- Древнее: "нАчал", "нЕ был"
- Современное: "сорвАл", "создАл", "назвАл"
- Промежуточное, которое допускает два варианта: "пЕредАл", "прОдАл", "прОжИл", "прИбЫл"
Это типичная картина перехода от одной системы к другой. Формируются новые нормы.
Новые нормы
- Ударение не выходит за пределы словоформы: "не бЫл", "за гОлову", "на дОм", "за рУку"
- На ударение начинают влиять новые факторы. Например, грамматическое противопоставление.
Мы видели на примере со словом "голова" разницу в ударении между множественным числом именительного падежа и единственным родительного – "гОловы" и "головЫ". В древнерусском это работало только с минусовыми корнями. В плюсовых правоударных корнях во множественном числе ударение оставалось на окончании: женЫ, сестрЫ, травЫ, игрЫ .
Сейчас плюсовые корни уподобились минусовым для различения грамматических форм.
Вот мы и мучаемся теперь с этими шарфами и тортами!
- Появились доминантные суффиксы, имеющие на себе ударение независимо ни от чего.
-ят-: котЯта, жеребЯта
В древнерусском ударение было на корне: Ягнята, медвЕжата, Утята.
-ив-: льстИвый, нечистИвый, незлобИвый
Однако сохранились два исключения: юрОдивый и мИлостивый.
Как живут профессионалы
Одно время я принимала участие в создании детских образовательных аудиопрограмм - писала сценарии. Мне посчастливилось иметь дело с мастодонтами в сфере средств массовой информации - редакторами и звукорежиссёрами, которые в советские времена работали на центральном телевидении и радио. Это "старая гвардия" - тёртые калачи, видавшие виды.
Перед записью программы редактор проставляет ударения в словах. Потом эту разметку просматривает главный редактор, потом - звукорежиссёр. В процессе они то и дело справляются в источниках - на Грамоте ру или в словаре Зарвы. Это касается в том числе таких привычных для нас случаев, как, скажем, формы слова "дверь". В детских программах слова по большей части общеупотребительные, однако справочник ударений у создателей всегда под рукой.
На интуицию профессионалы не полагаются. В то же время, они допускают человеческий фактор, поэтому перепроверяют друг друга. Никому и в голову не приходит корить соратника за огрехи или смущаться собственных ошибок. Все только рады, что изъян устранён - ведь общее дело от этого выигрывает.
К слову сказать, актёры озвучки в проекте тоже не лыком шиты, и, тем не менее, читают только размеченные тексты.
Вывод
Ошибаться нормально. Заглядывать в словарь - тоже. Стоит быть внимательнее к себе и терпимее к ближнему.
_______________________________
Кто дочитал до этого места и всё понял, с того
подписка ✏️
лайк 💝
репост 🚀
Ибо
Руске изыг нада мочь и уметь!
________________________________
Источники
- А. А. Зализняк «История русского ударения». Лекция:
https://www.youtube.com/watch?v=3H3ynNOoGiA
Ещё по теме
За мат в коментах бан.