Найти в Дзене

Раз, два, удар... приговор! Что не так с русскими ударениями

Оглавление
Ударение - это приговор, который мы выносим сами себе.
Ударение - это приговор, который мы выносим сами себе.

Когда мы ставим ударение на тот или иной слог, мы выносим себе приговор. Образованная публика держит ухо востро и делает выводы. У нас есть одна попытка. Второго шанса не будет.

На каждом уровне бытия и сознания есть свои слова-маркеры. Они определяют, будете вы допущены в соответствующую среду или нет.

  • "Километр" и "документ" - это тест на городское происхождение и посещение старшей школы.
  • "Звонит" и "торты" - маркеры высшего гуманитарного образования.
  • "Облегчить" и "откупорить" - признаки профессионала: диктора или редактора.
  • "Декатировать" и "вавилоняне" - указывают на человека, который читает в интернете подборки слов с правильными ударениями.

Единственный доступный обывателю способ не ошибаться в ударениях - запомнить их. Вот просто выучить механически, как словарные слова в школе учили. При попытке найти логику можно наткнуться на несоответствия:

"лЕкторов", но "директорОв"
"бралА", но "крАла"
"тОрты - тОрта", но "блинЫ" - "блинА" и "дубЫ" - "дУба"

Особое недоумение вызывают варианты с предлогами:

"зА руку" и "за рУку"
"пОд гору" и "под гОру"

Куда села бабочка?
Куда села бабочка?
Меня зовут Наталья Полищук. Я преподаю русский язык иностранцам с 2000 года. Работала в вузах и языковых школах. Автор курса для начинающих. Если вам надо кого-то обучить - за заходите на мой сайт

Так в чём же дело, и за что нам эти удары судьбы?

Известный лингвист Андрей Зализняк объясняет путаницу изменениями в системе языка, которые происходят в наше время. Что это за изменения - учёный рассказывает в своей лекции, ссылку на которую вы найдёте в конце статьи. Здесь приведу основные положения.

Оказывается, в древнерусском языке всё было просто и прозрачно. В

XII веке люди наших забот не знали. В ударении никто не сомневался. Это было однозначно в каждом случае, как сейчас в словах "кошка" или "собака".

Внутри современной системы русского языка происходит «биение» между старыми и новыми нормами. По грубым прикидкам, сохранилось примерно 80% от старой системы, а 20% изменилось.

Если меня читают специалисты в иностранных языках - скажите, есть ли где-то ещё такая путаница с ударениями, как у нас сейчас? Сомневаются ли носители языка, как правильно сказать? Мне такие факты неизвестны.

Если мы хотим разобраться, что с чем борется в древнем и современном языке, нам потребуется экскурс в историю. Он не поможет ставить ударения правильно прямо сейчас, то есть практической пользы в нём нет. Но это та самая печка, от которой мы танцуем.

Акцентная система в древнерусском языке

Плюсовые и минусовые морфемы

В древнерусском языке существовала иерархия морфем в «борьбе за ударение». Каждая морфема имела свою маркировку. Существовали так называемые плюсовые и минусовые морфемы.

  • Плюсовые морфемы определяли место ударения в слове.
  • Минусовые – не определяли.

Вычислялась маркировка сравнительным анализом словоформ с конкретной морфемой – по тому же принципу, как мы определяем написание безударных гласных и непроизносимых согласных.

Плюсовые морфемы: самоударные и правоударные

Среди плюсовых морфем выделяли два типа: самоударные и правоударные.

  • Самоударные морфемы требовали ударения на себя.
  • Правоударные – на правый от себя слог.

В интернете можно найти длинные списки по запросу «акцентная маркировка морфем». Это древняя маркировка, к современному языку она применима лишь частично. Интуитивно современный человек не может определить, кто плюс, а кто минус.

Правило постановки ударения

  • Если в слове было несколько «плюсовых» морфем, то определяющей становилась самая левая.
  • Если все морфемы в слове «минусовые» - то ударение падало на первый слог.
Окончание женского рода существительных является самоударным. В слове "рЫб-а" корень тоже самоударный, и ударение падает на него, потому что он левее.
В слове "жен-А" корень правоударный, поэтому ударение на окончании.
В слове "голов-А" корень имеет минусовую маркировку, поэтому ударение на окончании.

Формы слова "голова" совпадают с современными, и вот как объясняется подвижность ударения в этом слове (помним, что корень -голов- минусовой):

Окончание -ы родительного падежа самоударное, поэтому "головЫ".
Окончание -ы множественного числа минусовое. Если в слове нет плюсовых морфем, ударение идёт на первый слог – "гОловы".
То же с винительным падежом единственного числа – "гОлову".
Древнее окончание родительного падежа множественного числа Ъ самоударное, но по ещё одному правилу ударение не может падать на слабый редуцированный, а смещается на слог влево. Поэтому – голОвъ.

Посмотрим глаголы.

пЕре-да-л-ъ – все морфемы минусовые. Древнее ударение на первом слоге.
пере-да-л-А – окончание самоударное, поэтому ударение на нём.
вЫ-да-л-ъ – приставка самоударная, ударение на ней.
вЫ-да-л-а – приставка и окончание самоударные. Работает самое левое.

Это правило работало не в пределах одной словоформы, а в пределах отрезка, имеющего одно ударение. В этот отрезок входили предлоги, союзы и частицы. Те, что стояли слева от слова, назывались проклитиками и имели минусовую маркировку. Те, что справа – энклитики, они были самоударными. Поэтому:

нА голов-у – все морфемы минусовые, ударение на первом слоге
По тому же принципу: И на голову, И не на голову, нЕ передал, нО не передал.

Современному человеку трудно это произнести.

"Ноги сохранил, голову жЕ потерял". - Самоударный проклитик же берёт ударение на себя.

К проклитикам относился и постфикс -ся. Поэтому, если до него все морфемы были минусовыми, то ударение падало на него: "на-ча-л-ъ-сЯ", "род-и-л-ъ-сЯ".

Акцентная система современного русского языка

Изменения в акцентной системе

Современный язык для определения ударения в словоформе имеет три решения:

  • Древнее: "нАчал", "нЕ был"
  • Современное: "сорвАл", "создАл", "назвАл"
  • Промежуточное, которое допускает два варианта: "пЕредАл", "прОдАл", "прОжИл", "прИбЫл"

Это типичная картина перехода от одной системы к другой. Формируются новые нормы.

Новые нормы

  • Ударение не выходит за пределы словоформы: "не бЫл", "за гОлову", "на дОм", "за рУку"
  • На ударение начинают влиять новые факторы. Например, грамматическое противопоставление.
Мы видели на примере со словом "голова" разницу в ударении между множественным числом именительного падежа и единственным родительного – "гОловы" и "головЫ". В древнерусском это работало только с минусовыми корнями. В плюсовых правоударных корнях во множественном числе ударение оставалось на окончании: женЫ, сестрЫ, травЫ, игрЫ .

Сейчас плюсовые корни уподобились минусовым для различения грамматических форм.

Вот мы и мучаемся теперь с этими шарфами и тортами!

  • Появились доминантные суффиксы, имеющие на себе ударение независимо ни от чего.

-ят-: котЯта, жеребЯта

В древнерусском ударение было на корне: Ягнята, медвЕжата, Утята.

-ив-: льстИвый, нечистИвый, незлобИвый

Однако сохранились два исключения: юрОдивый и мИлостивый.

Тот самый жест. И как нам описать его, зная всё это?
Тот самый жест. И как нам описать его, зная всё это?

Как живут профессионалы

Одно время я принимала участие в создании детских образовательных аудиопрограмм - писала сценарии. Мне посчастливилось иметь дело с мастодонтами в сфере средств массовой информации - редакторами и звукорежиссёрами, которые в советские времена работали на центральном телевидении и радио. Это "старая гвардия" - тёртые калачи, видавшие виды.

Перед записью программы редактор проставляет ударения в словах. Потом эту разметку просматривает главный редактор, потом - звукорежиссёр. В процессе они то и дело справляются в источниках - на Грамоте ру или в словаре Зарвы. Это касается в том числе таких привычных для нас случаев, как, скажем, формы слова "дверь". В детских программах слова по большей части общеупотребительные, однако справочник ударений у создателей всегда под рукой.

На интуицию профессионалы не полагаются. В то же время, они допускают человеческий фактор, поэтому перепроверяют друг друга. Никому и в голову не приходит корить соратника за огрехи или смущаться собственных ошибок. Все только рады, что изъян устранён - ведь общее дело от этого выигрывает.

К слову сказать, актёры озвучки в проекте тоже не лыком шиты, и, тем не менее, читают только размеченные тексты.

Вывод

Ошибаться нормально. Заглядывать в словарь - тоже. Стоит быть внимательнее к себе и терпимее к ближнему.

_______________________________

Кто дочитал до этого места и всё понял, с того

подписка ✏️

лайк 💝

репост 🚀

Ибо

Руске изыг нада мочь и уметь!

________________________________

Источники

  • А. А. Зализняк «История русского ударения». Лекция:

https://www.youtube.com/watch?v=3H3ynNOoGiA

Ударение в русском языке

Ещё по теме

Что первично: грамматика или речь? Истрия про то, можно ли выучить язык самостоятельно
Как объяснить иностранцу19 июля 2023
Миф из интернета: "выпить чай" и "выпить чаю"
Как объяснить иностранцу19 июля 2023
Как объяснить иностранцу падежи
Как объяснить иностранцу28 июля 2023

За мат в коментах бан.