Найти тему
СамолётЪ

Субботнее чтение. Кукольный завод «Весна» или почему Барби непобедима

Оглавление
Коллаж СамолётЪ
Коллаж СамолётЪ

Депутат Госдумы Мария Бутина обратила внимание российской общественности на чуждость традиционным ценностям куклы Барби, предложив заменить её отечественными аналогами и даже выступив лоббистом кировского кукольного завода. Объясняем, почему Мария трижды неправа.

«Барби с рынка надо убирать», - заявила накануне депутат Госдумы и член Комитета по международным делам Мария Бутина, обвинив фильм «Барби» Греты Гервигв пропаганде ЛГБТ.

ОбОбраз кукол Барби надо убирать, потому что он продвигает тему ЛГБТ — депутат Мария Бутина.
«Что мы видим [в фильме „Барби“]: геи, трансы, женщины, которые захватили мир. Ни о каком союзе мужчины и женщины речи нет. Наша с вами задача — продвигать свои образы. Но Барби вместе с компанией Mattel надо убирать, потому что они „завозят“ в Россию тему ЛГБТ», — заявила соавторка закона об иноагентах Бутина в проекте «Между строк» канала «Дума ТВ».

Будина призвала убрать кукол Барби из продажи в российских магазинах. В России есть «свои хорошие куклы», добавила она.

Позже выяснилось, что депутат от Кировской области Бутина разоблачая «чуждую» нам западную куклу, одновременно является «ПУПС-лоббистом» - пытаясь продвигать продукцию кировского кукольного завода «Весна» с широким ассортиментом продукции, в котором нашлось место патриотически-военизрованным образцам, включая и пупса-полицейского:

-2

Между тем фильм «Барби», который предлагает запретить Мария Бутина, по мнению маркетологов, переживает вторую молодость.

И всё благодаря главному секрету «самой сексуальной куклы в мире». У Барби есть то, чего нет у других кукол народов мира, включая и пупсов завода «Весна» - она даёт девочкам не просто возможность проявить свой материнский инстинкт, но ещё важные примеры взрослых женщин из реального мира.

Именно желание собственной дочки придумывать и проигрывать с куклами истории из реальной жизни взрослых, подтолкнули «маму» куклы Барби Рут Хэндлер к тому, чтобы превратить немецкую куклу Лилли, которая была своего рода игрушечным секс-символом для мужчин, в игрушечный бестселлер для девочек всего мира.

Nelson Tiffany, Los Angeles Times
Nelson Tiffany, Los Angeles Times

С тех пор Барби стала посланцем для детей из большого мира взрослых – представляя подрастающему поколению все модно-актуальные тенденции (от одежды до политических трендов) и помогая исподволь готовиться становиться «большими».

И проблема Барби последнего времени заключалась в том, что она стала слишком медленно реагировать на изменения в мире и обществе. Пошли даже разговоры о том, что кукла «отстала от жизни и что ей пора на пенсию».

И с 2018 года Барби стала навёрстывать упущенное: появилась современная Барби, которая наконец отказалась от шпилек, у которой появилось 4 варианта фигуры и 7 цветов кожи…

Барби – отличный пример удачной формы, которая наполняется современным содержанием. В отличие от российских пупсов, которые со временем не меняются, лишь переодеваются, вызывая те же странные ощущения, что и живые малыши, одетые в военную форму…

Возьмём на себя смелость утверждать, что Барби вовсе не является угрозой семье. При том, что, как показывают исследования, традиционная андроцентричная семья постепенно уходит в прошлое, в том числе в России. Или даже, прежде всего в России – именно в СССР впервые в мире женщина нарушила «трёх К» (Kirche-kinder-kuhne) и пошла работать.

Но это вовсе не означает, что семья перестаёт быть базовой ценностью, семья, как ячейка общества, обеспечивающая продолжение человеческого рода и передачу важных знаний, навыков и представлений о мире, она была и будет ценностью. Просто семья меняется, становясь более равноправной, с рациональным разделением функций и взаимодействием членов семьи.

Это надо принимать, к этому надо готовиться, готовить детей, в том числе через игру в куклы. В этом смысле Барби больше подходит для обучения и адаптации, чем пупс, даже переодетый.

Консерватор — если он истинный консерватор — будет искать ответ на вопрос: как сохранить «тонкую» ценность семьи и адаптировать ее к новым реалиям. Реакционер же не избежит искуса попытаться повернуть вспять колесо развития общественных отношений — из этого возникают идеи вернуть в систему образования изучение домостроя или запрета куклы Барби (в которую, кстати, наверняка играла родившаяся в 1988 году Маша Бутина, будущая депутатка российского парламента…).

-4

Вместо бонуса

В России есть ещё одна культовая кукла, ставшая настоящим национальным брендом и международной популярностью превосходящая кировских пупсов – это всем извесная матрёшка.

Но не все знают, что этот один из трёх главных символов России (водка, матрёшка, балалайка) не имеет никакого отношения к реальной народной русской культуре.

История возникновения матрёшки прямо связана с Абрамцево – имением одного из самых ⁠богатых людей конца ⁠XIX века Саввы Мамонтова, где ⁠много лет жили, работали и развлекались члены художественного кружка, созданного и финансируемого Мамонтовым, – Серов, Коровин, Репин, Врубель, Васнецов, Нестеров, Стасов – то есть практически все главные и второстепенные художники последних десятилетий XIX века. Среди членов этого кружка был и Сергей Малютин – рисовавший много и разнообразно, в том числе, с большим акцентом на народные и крестьянские мотивы – одним из первых стал работать с русским лубком, и также интерпретировать русские народные образы художественным языком модерна. Кроме этого он был и архитектором, построившим несколько церквей в неорусском стиле, а также (в соавторстве) один из самых красивых домов в Москве – доходный дом Перцовой (тот, что напротив Храма Христа спасителя). Так вот, именно этот Малютин и создал матрешку. То есть буквально ее придумал и нарисовал.

А источником вдохновения послужила игрушка, привезённая из Японии женой Савы Мамонтова Елизаветой Григорьевной: фигурка одного из японских богов счастья Фукурума, в которую были вложены еще четыре более мелких фигурки. И именно японская игрушка сподвигла Малютина придумать матрешку.

А назвали игрушку Матрёшей – уменьшительная форма самого распространенного крестьянского имени того времени, Матрёны. Для людей круга Малютина это имя ассоциировалось с многодетностью, крестьянской дородностью и здоровьем. Отсюда и фигурки, вставленные одна в другую...

Ну и как вам?

Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.

СамолётЪ