Думаю, многие учителя сталкивались с темами, которые просто «кишат» терминами, понятиями и определениями. Многие прибегают к дроблению темы на несколько часов (в ущерб другим темам), а некоторые ищут всевозможные эффективные способы заучиваний. Так, ментальные карты (интеллектуальные карты, карты понятий) могут стать отличным инструментом для помощи в запоминании и организации информации.
Мой опыт в создании ментальных карт достаточно большой. В старшей школе, данную технологию использовала моя учительница химии, в студенчестве я заучивал морфологию растений с помощью таких карт, а на работе, вовсе, старались сделать обязаловкой (вышло или нет, я не ведаю, но участвовал в муниципальном конкурсе).
Ментальная карта – это графическое представление информации, которое помогает ученику визуализировать и структурировать знания. Она представляет собой центральную тему или понятие, от которого выходят ветви, содержащие связанные с ним термины, определения и ключевые идеи. Такая структура позволяет ученику видеть связи между различными понятиями и легче запоминать их.
Три главных достоинства технологии использования технологии интеллектуальных карт:
1. Улучшение понимания. Выстраивая «линки» между понятиями, детям приходится разбираться в материале и устанавливать причинно-следственные связи. Они могут видеть взаимосвязи между различными идеями и концепциями, что способствует более глубокому пониманию предмета.
2. Содействие креативности. Своим детям я задаю это задание в конце четверти как «творческое задание». Обязательные правила заполнения нисколько не мешают детям проявить свою креативность. Рисуют ассоциации, клеят вырезанные колбочки
3. Улучшение организации. Ментальные карты помогают ученикам организовывать информацию в логическом порядке. Они могут видеть структуру предмета и легко определить, какие термины связаны между собой.
Вот несколько шагов, которые помогут вам использовать ментальные карты для помощи ученикам в заучивании большого количества терминов:
Шаг 1. Выбираем центральное понятие. Это может быть ключевое слово или фраза, которая обобщает определения карты понятий. На примере мы видим, что центральным понятием является «Химическая связь» (Рис. 1)
Шаг 2. Изучаем всю предложенную информацию по теме. На лист бумаги или в текстовый документ (MS Word, Google Docs, Yandex Документы) выписываем все ключевые понятия и их определения.
Если вы учитель, то составьте список литературы, куда внесете все источники информации по теме. В статье «Критическое мышление: что это такое и как его развивать?», я уже писал почему не следует это пускать на самотек (дети такого понапишут, что потом глаза слезиться будут).
Шаг 3. Выделяем из массива:
-ключевое (центральное) понятие – оно уже есть (см. Шаг 1);
-основные понятия – понятия, без которых тема будет не понятна;
-субпонятия – понятия, убрав которые тема потеряет часть смысла.
Шаг 4. Оформляем карту понятий. Обозначьте взаимосвязи между понятиями стрелками «→», «↔», «←», «=» и иными символами помогающими понять вид связи. Над взаимосвязями должны находиться небольшие словосочетания, фразы (не само определение), помогающие понять каким образом связаны понятия. На примере это хорошо видно (Рис 1)!
Оформление карты - самый долгий процесс. Дети стараются сделать карту визуально приятной. Они рисуют на ней, делают стрелки разных цветов, приклеивают стикеры и т.д. Я же для оформления карт использую текстовый редактор Word (карта на рисунке 1 сделана в нем), но знаю немало онлайн-редакторов, в которых можно сделать аналогичные действия: «MindMeister», «Visme», «Lucidchart». Недостатком программ является невозможность изменять «линки», делать их двусторонними (взаимосвязи) и вставлять фразы над ними. В таком случае, можно создать «костяк» карты в редакторе, распечатать и дооформить «ее вручную»
Таким образом (хочу подвести красивый итог), ментальные карты – это эффективный инструмент для помощи ученикам в запоминании большого количества терминов и организации информации. Они помогают ученикам визуализировать связи между понятиями и легче запоминать их. Включите этот метод в свою педагогическую практику, и вы увидите, как он поможет вашим ученикам развить навыки организации, критического и креативного мышления.
P.S. Вообще, это очень интересно - превращать рутинный процесс в творческий. Дети сами не осознают как в процессе выполнения задания изучают материал