Развод и аннулирование брака, что сейчас явление нормальное и повсеместное, в том или ином виде существовал всегда. Вот, например, дело, рассматривавшееся в суде Йорка в ноябре 1385 года.
Брак Элис де Руклиф и некоего Джона рассматривался в суде на предмет аннулирования по причине сомнений в возрасте супруги. Тогда в тех краях возраст вступления в брак для женщины обозначался нижней границей в 12 лет. Если возраст был младше означенного хоть на день, то брак мог быть расторгнут, чем иногда пользовались (или, точнее, пытались пользоваться) супруги обоих полов.
В данном случае мы имеем в качестве заявителя Джона, супруга Элис. Отвечали, борясь за легитимность брака, Элис и её отец, Жервез де Руклиф.
На момент заключения брака Элис опекал отец. Однако, его показания о возрасте родной дочери не учитывались, ведь он считался заинтересованным лицом. Вместо этого суд один за другим вызывал свидетелей (точнее, свидетельниц) ответчиков, чьи показания по причине их финансового состояния не были весомы достаточно, чтобы принять из безоговорочно. От заявителя же особенно интересен мужчина, состоятельный, но не утрудивший себя походом в суд. Некто Адам Гейнс отправил в суд письмо, в котором были высказаны сомнения относительно возраста новобрачной и доводы в пользу истца. Главный аргумент в пользу этого показания был «у него денег больше».
Вот цитата характеристики от данного свидетеля в суде: «Адам Гейнс, житель Сент-Мэригейт, пригорода Йорка, утверждает, что знал свидетелей Элис на протяжении десяти лет и все они бедны. А вот свидетелей Джона он знал в течении двадцати лет и они гораздо богаче свидетелей Элис. Все они люди состоятельные и сознательные.».
Два главных и решающих это дело вопроса — возраст на момент венчания и вступление в брачные отношения в физическом (библейском) смысле. По первому вопросу решающим был аргумент предположительно тётки Элис, Эллен де Рудклиф (вдова Элиаса дэ Рудклифа). Она утверждает, что к Великому Посту Элис исполнится 13 лет, так как свою собственную дочь, Кэтрин, Эллен родила также 13 лет назад. Таким образом, на момент непосредственно венчания Элис было 12, хоть и на момент объявления о вступлении в брак ей было только 11. Она видела мать Элис всю беременность и точно знала месяц рождения ребёнка.
Официальную регистрацию брака засвидетельствовал аббат монастыря Святой Марии в Йорке, Уильям Маррей. Он подтвердил заключение брачного контракта и отправку новобрачных на брачное ложе. А некая Джоан засвидетельствовала, что новобрачные нагие были на брачном ложе наедине и она точно слышала звуки, говорящие о плотском познании любви. А также, что Элис два или три раза жаловалась Джону, что он причиняет своим напором, своими стараниями, ей боль. Уточнять, в какой позе Джоан слушала звуки доказательства первой брачной ночи, суд не стал. Но этого хватило для вынесения приговора. Брак признали более чем легитимным. Элис сохранила семейный очаг и свою честь.
Автор - Мария Заке