Египет планирует стать реальной космической державой – с помощью Москвы. Глава египетского космического агентства Шериф Седки и руководитель «Роскосмоса» Юрий Борисов, в частности, обсудили в начале июля возможное сотрудничество в производстве и запуске космических аппаратов, в развитии пилотируемой программы.
И Египта есть еще один амбициозный проект. Появляются сообщения о желании египетских лидеров построить в стране свой собственный космодром. В частности, упоминается так называемый «золотой треугольник» – богатый полезными ископаемыми регион, расположенный в верхнем Египте в Абу-Тартуре.
И вот в связи с этим обращает на себя внимание, что руководители космических агентств Египта и России обсуждали в том числе и возможности развития наземной космической инфраструктуры. Это дало повод экспертам говорить о том, что Москва может предложить Каиру - если уже не предложила - свои услуги в вопросе строительства космодрома: услуги фирм и структур, которые строили космодром «Восточный».
Но по некоторым предположениям, египтян могут отпугнуть сообщения о том, с какими проблемами шло строительство «Восточного». Вспоминается, как в 2019 году Путин на встрече с правительством публично подивился наглости строителей космодрома “Восточный”:
“Воруют – сотнями миллионов, сотнями миллионов!”
Счетная палата сообщала, что выявила крупные махинации на космодроме. В частности, было установлено, что стоимость строительства завысили на 13 миллиардов рублей.
Коррупция на космодроме сопровождалась ухудшением качества строительства. Первый пуск сорвался из-за недоделок, и его пришлось переносить.
Тогдашний главный куратор строительства Дмитрий Рогозин получил выговор и понес еще более страшное наказание. Рогозина тогда демонстративно не взяли в кортеж президента - а, может быть, президент еще и сказал при этом что-нибудь в духе Цезаря у Шекспира:
“Хочу я видеть в свите только тучных,
Прилизанных и крепко спящих ночью”.
Рогозин, конечно, тучный – но вот спал он наверняка плохо после переноса того первого запуска.
“Хорошо хоть зуб не вырвали…”
Так журналисты тогда дружно обыгрывали обещание Рогозина “отдать зуб”, если космодром все не будет готово вовремя, к запускам. С тех пор ход строительства “Восточного” ругали еще много раз, зуб Рогозина так и остался на месте - но вот египтян все эти сообщения могут насторожить при решении вопроса о приглашении российских фирм строить космодром в Египте.
Пока неясна судьба и другого совместного проекта – на околоземной орбите. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов пригласил Египет поучаствовать в создании российской орбитальной станции. В том числе Борисов говорил о возможности строительства на станции национальных модулей.
Похоже, Москва рассчитывает разделить с африканцами немалое финансовое бремя, с которым связано создание нового орбитального комплекса вместо международной космической станции. И, возможно, высокие российские начальники рассуждают примерно так: Египет в прошлом много получил от Москвы - теперь хотелось бы наконец получить что-то от него.
Действительно, Египет в свое время получил от Москвы очень много, и краны открылись во времена большой дружбы Насера и Хрущева.
Египет стал главным советским союзником на Ближнем Востоке и на 50% удовлетворял свои потребности по развитию экономики из бюджета СССР. Египту были переданы различные военные технологии - когда Москва стала помогать Каиру в его войнах с Израилем.
В Египет были направлены и советские войска: зенитные ракетные дивизионы, два полка истребителей. А египетские лидеры успели сильно полюбить не только наше оружие, но и наши награды - и нашу еду.
Например, Анвару Садату очень понравилась водка, крабы и боржоми - и на встречах с советскими дипломатами у него была дежурная шутка:
“Давайте проведем из посольства в мою резиденцию водкопровод!”
А Хосни Мубарак за время учебы в академии имени Фрунзе в Москве полюбил русские конфеты и шоколад. Позже он вспоминал, что быстро привык к морозам и полюбил есть мороженое на улице даже при 20-градусном морозе.
В какой-то момент в Египте находилось 35 тысяч советских военных. Вот тогда египтяне и получили разные советские технологии – и сейчас это может помочь им поучаствовать в строительстве вместе с Россией новой орбитальной станции станции. Было бы желание…