Найти в Дзене
Читательский дневник

А.О. Ишимова. "История России в рассказах для детей". Пришлось запастись терпением

Эта книга прошла мимо меня в детстве, у меня была другая (ищу ее сейчас, но возможно она осталась в деревне) нежно мной любимая. А взялась я за эту книгу, потому как обнаружила данное произведение в списке литературы на лето у дочери. Так как до сих пор имею непреодолимую тягу к ним, решила прочитать. Надеждой себя не тешила, знала, что дочь за этот том в 570 страниц даже не возьмется.

Постараюсь объяснить, почему книга у меня вызвала эмоции непринятия. Это ни негатив, ни злость, а именно непринятие.

Историю я любила всегда. В школе это был мой любимый предмет. И я всегда очень трепетно отношусь к книгам, которые позиционируются как исторические, тем более если речь идет о рекомендации ее детям.

Но именно эту книгу я бы детям рекомендовать не стала. Что ж, может быть в то время, когда она была написана, она была актуальна. Сегодня я могу про неё сказать, что это всего лишь субъективный и очень однобокий взгляд автора на происходящие события.

С первых страниц мне не понравилось обращение к читателям "милые детушки". Да, понимаю, книга для детей, это первое знакомство детей с историей своей Родины, но все же история это наука, а не сказки на ночь и стоило бы наверное обращаться к людям ей интересующимся как к сознательным личностям, а тут ощущение, что сидит такая бабушка в кресле качалке и вокруг неё куча детей-несмышленышей.

Хорошо, пусть придираюсь.

Дальше, мне не понравилась пропаганда незыблемости и священности царской власти. Опять же, понимаю, что в то время, когда это было написано, так действительно считалось. Официально. А между тем книга издана в 1836 году. Уже не все так довольны царской властью. Уже требуют конституцию. Уже было восстание декабристов. То есть книга, где на каждой странице пишется о святости и непогрешимости царя-батюшки, о том, что власть ему дана от бога и она нерушима- это все же прямая пропаганда нацеленная на детские умы.

А цари в изображении Ишимовой всегда идеальны, непогрешимы и практически святы. Что бы они не делали. Какие бы реформы не принимали.

Вот пример из главы про первого Романова, Михаила Федоровича:

Забо­тясь об устрой­стве всех частей сво­его госу­дар­ства, Михаил Федо­ро­вич издал также важ­ный указ о кре­стья­нах. Надо ска­зать вам, милые чита­тели, что в ста­рину наши кре­стьяне имели право пере­хо­дить от одного поме­щика к дру­гому. Вы легко можете себе пред­ста­вить, сколько бес­по­ряд­ков про­ис­хо­дило из-за этого: свое­воль­ные кре­стьяне то сами бес­пре­станно пере­хо­дили от одного гос­по­дина к дру­гому, то бога­тые поме­щики пере­ма­ни­вали их от бед­ных, чтобы засе­лять свои обшир­ные земли. Во время меж­ду­цар­ствия эти бес­по­рядки дошли до край­но­сти: кре­стьяне целыми селе­ни­ями пере­хо­дили с одного места на дру­гое и доро­гой, не боясь нака­за­ний, совер­шали раз­бои и даже убий­ства. Михаил Федо­ро­вич в самом начале сво­его прав­ле­ния обра­тил на это вни­ма­ние, но, воюя со Шве­цией и Поль­шей и усми­ряя само­зван­цев, разо­ряв­ших наше бед­ное Оте­че­ство, он не мог до 1625 года издать реши­тель­ный указ о кре­стья­нах. В этом году вышел указ о том, чтобы всех их пере­пи­сать и оста­вить навсе­гда при тех дерев­нях и поме­стьях, при кото­рых они будут запи­саны. С тех пор кон­чи­лись свое­воль­ства вся­кого рода. Поме­щики стали больше забо­титься о людях, кото­рые должны были все­гда оста­ваться у них. Кре­стьяне, зная, что уже не могут иметь дру­гих гос­под, больше ста­ра­лись заслу­жить их любовь и при­леж­нее рабо­тали на тех полях, кото­рые уже не смели оставить.
А.О.Ишимова "История России в рассказах для детей"

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Или еще пример о воспитательных домах, точнее не о них, а о людях, которые отдавали своих детей в воспитательные дома. (Кстати говоря, в интернете нашла версию книги и сначала не поняла, что такое, в ней нет того о чем я читала? Видимо это был сокращенно-прилизанный вариант, но мне "повезло", я читаю полную версию))

... в эти дома, по милосердию государей, учредивших их, принимаются без всяких затруднений все дети, которых только принесут и привезут туда, то разумеется, что всякий бедный и, конечно, не очень заботливый отец или мать, которым сколько-нибудь трудно воспитывать дитя свое дома, отдают его туда да иногда даже не придут узнать, здорово ли оно или уже перестало жить на свете!
А.О.Ишимова "История России в рассказах для детей"

Ну да, плохой народ был! Детей своих не любил. А о том, что кормить этих детей не чем было, ни слова.

А еще, представляете, "милые дети", люди во Франции от Бога отступились и свободы захотели! Ай-яй-яй!

Это про французскую революцию.

Дети, вероятно, в этот момент должны язычком поцокать и сказать что-то в духе: "вот глупцы!"

К слову, мне можно сказать: Разве цари и императоры русские ничего не сделали для своего Отечества?

Безусловно сделали. И об их благих делах, реформах и победах нужно рассказывать детям равно как и о подвиге народном. Но возмущаюсь то я на те моменты, когда о хорошем сказали, а о плохом как бы необязательно.

Так, к примеру, было с княгиней Ольгой. О том, что она первой приняла крещение и в последствии стала святой рассказали, а вот о том, как она за мужа мстила, автор умолчала. А что, закапывание людей живьем, сжигание и массовые убийства по приказу этой женщины не стоят того, чтобы о них рассказать, как об исторических событиях хотя бы вскользь? Да и сам князь Игорь хорошо. Что же автор не рассказывает за что его убили вместо этого отделываясь от читателей обтекаемыми фразами ни о чем:

Игорь ездил к ним для того, что бы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам это показалось так обидно, что они забыли свое почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря. Так погиб этот несчастный государь.
А.О. Ишимова "История России в рассказах для детей"

Но! У книги безусловно есть и положительные моменты. Так, к примеру, если абстрагироваться от сюсюканья с "милыми детушками" и от непогрешимости и неоспоримости царской власти, то мне понравилась хронология и всеобъемлемость описания событий. Это все же не школьный учебник, где кратко, по существу (и то не всегда) и проверочные вопросы в конце параграфа. Есть здесь рассказы и о семьях царей, о женах, детях, о приближенных, о полководцах, о подвигах. Они вполне могут дать основу, представление об историческом моменте. Другой вопрос, что при сегодняшней возможности получать дополнительную информацию и на основе ее делать свои заключения, просто грех этим не пользоваться и принимать все написанное в этой книге за аксиому. ( Для себя, кстати, при прочтении этой книги я составила целый список тем, которые мне хотелось бы изучить дополнительно)

Мне понравилось сам список содержания. Вот бери его и не читая этой книги самостоятельно изучай историю своей страны, и получишь информации больше, чем за все года изучения ее в школе.

-2
-3
-4
-5

Однако при всем при этом, и даже при положительной рецензии самого Пушкина А.С., я на Livelib за книгу поставила 3 звезды. Книга даже у меня, взрослого человека, вызвала "тоску и скрежет зубовный", а уж детям это вообще пытка.

Возможно, в свое время, эта книга была интересна и хороша. Но времена меняются. И время этой книги прошло.

Прочитано: июль 2023 года.

570 страниц.

Издательство: г. Москва "Современник" 1995 год.