Интервью с Фоос Анастасией, основателем Монтессори-школы «Наши дети», практикующим педагогом. The Higher School of the Montessori Method, 2½ - 6+ Years of Age.
«На мой взгляд, финансовая грамотность невозможна без знаний, ответственности и финансовой независимости. Последнее – то, что предстоит достигнуть уже взрослому, в период с 18 до 24 лет, когда он может финансово содержать себя и уже, возможно, семью. Но база закладывается в детстве.
Финансовая грамотность — это свобода, которая предполагает не только независимость, но и ответственность. Она у ребенка может сформироваться только при поддержке взрослого. Если ты потеряешь купленную машинку, а тебе купят еще много новых, то не стоит ждать, что ребёнок будет ценить её и беречь. Сегодня это машинка, а завтра деньги.
С чего начать?
Для ребёнка 3-4 лет понятие «это дорогая вещь, к ней надо относится бережно» - просто слова, как и деньги - абстрактная вещь. А понимание абстракции строится только на конкретике.
Большинство современных родителей могут позволить ребенку многое. В результате ребёнок теряет понимание ценности вещей, которые его окружают. Стыдить, ругать, запрещать в этом возрасте - бесполезно. Сработает лишь организация среды и система ответственности.
Предложу несколько практических шагов.
Деньги – это инструмент, ресурс. Главное правило: чтобы понять ценность ресурса, он должен быть ограничен. Чтобы научиться им пользоваться, важно понимать ценность этого ресурса и где его можно использовать.
Может ли родитель купить 2-3 жвачки на кассе? Конечно да. Но для чего? Дайте ребенку понять, что деньги ограничены и заодно потренируйте волю. Можно предложить выбрать что-то одно сегодня за 50 рублей и купить только это. А остальное – потом.
Если ребенок принимает решение подарить кому-то свою игрушку, то родитель НЕ покупает новую. Этой игрушки теперь нет и так ребенок видит логические последствия своих решений.
Если ребенок что-то сломал в гостях или разбил в магазине, вы должны оплатить это. А компенсировать расходы придется из бюджета на покупку мороженого или аттракционы. Ни в коем случае не в наказание, а чтобы сформировать понимание, что на каждую статью расходов в семье есть определения сумма. И если эту сумму забирают из одной статьи расходов, она в другой чудом не вырастет»
С этих не больших, но важных шагов и начинается развитие финансовой грамотности у ребенка. А в следующей статье поговорим о возрасте с 5 до 12 лет!