1,1K подписчиков

Световая живопись Робера Делоне

361 прочитал
Один из пионеров абстрактного искусства, создатель симультанизма и коренной парижанин — Робер Делоне (Robert Delaunay) — во всех своих работах воспевал цвет и свет.

Один из пионеров абстрактного искусства, создатель симультанизма и коренной парижанин — Робер Делоне (Robert Delaunay) — во всех своих работах воспевал цвет и свет. В своем творческом пути он прошел через импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм, чтобы создать свое собственное направление в искусстве. У Робера цвета приобретали самостоятельное значение и весь художественный стиль художника строится на силе света, ведь цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Робер Делоне © Getty Images
Робер Делоне © Getty Images

Робер Делоне родился 12 апреля 1885 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, его родители — Джордж Делоне и графиня Берт Фелиси де Роуз — развелись, и воспитанием Робера занимались сестра его матери Мари и её муж Чарльз Дамур. Окончив в Бельвиле Школу театрально-декорационного искусства, Делоне в начале своего пути увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом (1904-1909 гг). В его ранних работах заметно влияние Сезанна и Гогена Бретонского периода. Уже тогда Робер тонко чувствовал свет и цвет. В дальнейшем, именно этим аспектам художник посвятил свое творчество.

"Импрессионизм — это рождение света в живописи".
Робер Делоне, "Пейзаж со стогами", 1905 г. © Частная коллекция
Робер Делоне, "Пейзаж со стогами", 1905 г. © Частная коллекция

В 1908 г. Делоне увлекся кубизмом и вступил в объединение "Золотое сечение". Но назвать его кубистом в полной мере нельзя — работы Делоне были слишком экспрессивные. Городские пейзажи Робера, хоть и состоят из близким кубистам геометрических форм, но наполнены светом, подобно полотнам импрессионистов. Делоне преломляет форму световыми потоками, которые деконструируют пейзаж и становятся едва ли не главными героями картины.

Робер Делоне, "Марсово поле: Красная башня", 1911-1923 гг. © The Art Institute of Chicago.
Робер Делоне, "Марсово поле: Красная башня", 1911-1923 гг. © The Art Institute of Chicago.

В 1910 г. Робер Делоне женился на Соне Терк (урожденная Сара Эльевна Штерн), тоже начинающей художнице. Робер "увел" свою будущую жену у немецкого галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить хорошие отношения и многократно выставляться в галерее Вильгельма. Через несколько месяцев после свадьбы Робера и Сони у них родился сын Шарль — художница уже была беременна от Робера, когда выходила за него замуж. Этот брак оказался важным катализатором не только для личной, но и для профессиональной жизни обоих художников. Соня повлияла на расширение колористики Робера, а он влюбил супругу в абстракцию.

Робер Делоне, "Пейзаж в Лаоне", 1912 г. © Частная коллекция
Робер Делоне, "Пейзаж в Лаоне", 1912 г. © Частная коллекция

В начале 1910-х гг. Робер Делоне окончательно убедился, что форма не может главенствовать в его картинах и вернулся к постимпрессионистскому размытому мазку, окончательно забросив кубистические линии и контуры. В 1911 г. по приглашению Василия Кандинского Робер Делоне вступил в объединение "Синий всадник" и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами и вместе с женой создал новое художественное направление — симультанизм (от латинского simul — вместе, одновременно).

Робер Делоне, "Окна", 1912 г. © MoMA
Робер Делоне, "Окна", 1912 г. © MoMA

Однако в обиход вошло другое название этого направления — орфизм. Такое имя новому художественному направлению дал Гийом Аполлинер, указывая через мифическую фигуру Орфея на музыкальную гармонию в живописи. Аполлинер уподоблял воздействие живописи художников-новаторов музыке древнегреческого героя Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения. Роберу, кстати, это название совсем не нравилось. Делоне продолжал называл свои композиции "симультанными", т. е. основанными на одновременном контрасте тонов. В отличии от кубистов, где во главе угла была форма, у орфистов первую скрипку играет цвет. В серии работ Делоне "Окна" городская архитектура представлена цветовыми полями, разбитыми на призмы. Художник все старательнее избегал описательной живописи, переходя к чистой гармонии цветов.

Прежде чем создать свой "Первый симультанный диск", Делоне несколько месяцев разрабатывал тему, написав серию предварительных работ, в композицию которых включал круглые формы, основанные на мотиве солнечного диска. Робер сам подвергал себя цветовым и световым воздействием солнца и переносил эти опыты в живопись. Например, художник смотрел прямо на сияющее солнце, а затем пробовал воспроизвести на холсте образы, возникающие, когда закрывал глаза. Так появились композиции, представляющие собой ритмический водоворот цвета, который становился светлее к центру.

Робер Делоне, "Первый симультанный диск", 1912 г. © Коллекция Бартон Тремэн
Робер Делоне, "Первый симультанный диск", 1912 г. © Коллекция Бартон Тремэн

"Первый симультанный диск" стал еще одним большим шагом в абстрактном искусстве. Делоне написал тондо с концентрическими кругами, каждый из которых поделил на сегменты. Колористика работы построена по принципу одновременного цветового контраста, опираясь на цветовой круг, созданный Мишелем Эженом Шевре в 1839 г.
Шевре расположил цвета по дополнительной контрастности, например красный с зеленым (вспомогательным цветом, полученным из смешения синего и желтого) или синий с оранжевым (вспомогательным цветом, полученным из смешения красного и желтого). Он разделял теплые и холодные цвета и отличал гармонии подобных цветовых тонов от контрастов несоизмеримых цветовых ценностей. Делоне признавал, что при одновременном восприятии пары смежных цветов увеличивается интенсивность каждого отдельно взятого цвета. Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, "хорошо контрастировали, но не имели законченного вида", то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции.

Робер Делоне, "Круглые формы", 1930 г. © Solomon R. Guggenheim Museum
Робер Делоне, "Круглые формы", 1930 г. © Solomon R. Guggenheim Museum

Первую мировую войну семья Делоне провела частично в Испании, частично в Португалии. В Испании Робер Делоне написал декорации к обновленному балету Сергея Дягилева "Клеопатра", а его жена Соня Делоне — создала костюмы. В 1921 г. супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. Соня и Робер были легки в общении и легко находили общий язык с окружающими. В Париже Робер частично вернул на свои полотна фигуративность. Новый виток абстракционизма в творчестве Делоне произошел в 1930-е гг.

"Я считаю, что можно переходить от работы над одной картиной к работе над второй и третьей — в результате получится ансамбль. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Такой тип живописи вовсе не разрушает архитектуру, вы можете с успехом заставить цвета играть на стене".

В 1930 г. Делоне начал работу над циклом "Рельефные ритмы", в котором он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям. Как оказалось, это внимание к материалу и подчинение рельефов плоскости приведут художника к монументальному искусству. Организаторы Всемирной Выставки 1937 г., предложив ему оформление двух дворцов, дали Делоне возможность реализовать его давнюю мечту: соединить свои произведения с архитектурой. Исполненные им вместе с молодым архитектором Феликсом Обле огромные рельефные панно обозначили рождение совершенно нового искусства, ломающего рамки станковой живописи и дающего начало всеобщему синтезу пластических искусств. Работы Делоне произвели фурор на Международной выставке.

В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне, которые стали своеобразным духовным завещанием мастера и его наследием. У Робера диагностировали рак на поздней стадии, в 1939 г. он был уже тяжело болен и еще до начала Второй Мировой переехал с Соней в Оверни, где и скончался в кругу семьи 21 октября 1941 г.

"Пока искусство не отрывается от предмета, оно остается описанием".
— Робер Делоне.