По следам книги Анатолия Гина
В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, которые используют изобретатели. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.
В 80-х годах эту теорию использовали в школах и на заводах. Но позже эта практика забылась.
А вот иностранные компании взяли её на вооружение - Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.
Особенность таких задач в том, что их невозможно решить известным или очевидным способом. Поэтому и возникает необходимость изобретать что-то такое, что позволит выигрывать, ничего не потеряв.
Первый шаг к созданию изобретения: переписать задачу таким образом, чтобы формулировка исключала неэффективные пути решения задачи.
- Всё должно оставаться таким, как есть.
- Либо должно исчезнуть, как вредное и не нужное.
- Может появиться какое-то новое качество в жизни человека.
Противоречие превращает обычную задачу в изобретательскую.
Например: автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.
Сильное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.
Я использую ТРИЗ, когда мы занимаемся проектной деятельностью и иногда на уроках.
Ниже подборка картинок с задачами.
А в подписи к ним будут примеры их решения.