- Да куда же ты с ребенком – то? – испугалась мать.
- В станицу поеду ,- твердо сказала Ульяна и прижала к себе плачущего сына.
- Да ты что ж такое удумала ? Кто ж тебя ждет в станице -то ?
- К Макаровым в стряпки пойду , лишь бы только отсюда подальше , - сказала Ульянка.
Станица Бодавкинская располагалась за пятьдесят верст от хутора Лебяжий.
К полудню следующего дня Ульяна вместе с Васяткой приехала с дедом Антипом Кудаевым в Бодавкино.
Она неуверенно постучалась к Макаровым в калитку. Их усадьба находилась на самом пригорке и видна была издалече.
- Ну что ж , возьму я тебя в прислугу . Прислуга мне нужна , - сказала Глафира Макарова Ульяне . - Вот беда , что с ребенком , ну ничего . Я думаю , не помешает твоей сын моей семье.
Ульянке определили комнату на первом этаже . Маленькая , очень маленькая комнатенка , и окно крошечное .
Ульянка оглядела комнату и расплакалась , крепко прижимая к себе сына .
На следующее утро надев платье горничной и красивый кружевной передник Ульянка приступила к своим обязанностям.
Прошло немало времени , прежде чем Ульяна привыкла к своему новому положению. Работа была немудреной , но Ульяна была рада и этому . Платила Макарова немного , а вот за то , что Ульянка столовалась с хозяйского стола , вот тут Макарвоа "драла" немерено с маленькой оплаты прислуги.
- Ну , а ты как хотела ? Ты вон мальца и мясом кормишь и овощи, опять же , а все это в копеечку. У нас ведь нет таких огородов , как у вас на хуторе . У нас все с базара . А ты о сыне должна думать , а то на вид он у тебя болезный совсем. Васятка и вправду был очень бледненьким и худеньким . По любому поводу начинал кукситься . Уж три года минуло , с тех пор как родила его Ульяна. А он такой маленький и худенький был , что глядеть на него , сердце прямо сжималось .
Ульянка во всем старалась угодить Макаровой , хотя в общем-то это было и несложно . Глафира Ивановна была в меру строга , но быстро отходчива . Жалела она бедную девку с малым дитем , которая сбежала из хутора после того , как ее выгнал муж . Жалела , потому и претензий особенно больших к Ульяне не предъявляла.
Супруг Глафира Ивановны , Илья Петрович Макаров , был охоч до женского полу . Не было ,наверное , в станице ни одной бабенки к которой бы не приставала когда -либо Илья Петрович .
Его никто не принимал всерьез, кроме , пожалуй , самой Глафиры Ивановны. По вечерам они играли в покер , преферанс, а иногда просто обсуждали станичные сплетни , и изо все сил старались показать , что они принадлежат к высшему обществу. Все это ,конечно, была ерунда , но так и только так хотелось Глафире Макаровой.
Кроме Ульянки у Макаровых в услужении находилась повариха Елизавета , наглая рыжая баба , из хутора Лугового , и садовник Андрюха , вечно стреляющий у мужиков папиросы.
Ульянка с Елизаветой не особо и общалась , потому как Ульяна не хотела заводить ни какие знакомства. После трудового дня , она занималась сыном , иногда, когда Васятка спал, Ульянка тихо лежала на кровати и смотрела в одну точку. Она думала о том , что сейчас происходит в хуторе . Как там мать , Павел . О Пашке она думала чаще всего. А когда принималась распалять себя мыслями , то уж тут и до слез недалече было . Пашка не подавала о себе ни разу никаких вестей.
« Уж больше полугода , как мы здесь , - думала Ульяна ,- а он ни разу даже сына не приехал проведать».
Между тем , время неумолимо шло вперед .
Наступила весна . Ярче пригревало солнце и от того в воздухе по станице Бодавкинской витали запахи весенней свежести , свежей зеленой травы.Небо было по-весеннему теплым и ласковым.
Хутор Лебяжий тоже преобразился с приходом весны . Свежий воздух с ароматами цветущих деревьев , вызывал волнение.
В один из апрельских дней Катерина благополучно разрешилась от бремени.
- Пашка , сын у тебя родился , а у меня внук , - орал на всю улицу Яков Лукич .
- Чего ты орешь, как заполошный . Говори толком , - просила его встревоженная Люба .
- Дедом я снова стал , - радовался Лукич . - А ты бабкой - , сказал он Любе и кинулся целоваться. Всю эту сцену видела Полина . Поцелуев мужа с любовь своей юности Полина выдержать не могла .
- Тьфу ты , окаянный , и чего ж тебе все неймется? - зло сказала она и начала оттаскивать своего мужа от Любы. – И когда уж ты остынешь от своей любови?
- Да ты что , Полина . Это ж он от радости . Зачем ты такое говоришь ? Ведь все давно в прошлом , - говорила Люба , а щеки ее полыхали багрянцем .
- Я знаю что говорю . Он всю башку свою дурную в твою сторону свернул , - не выдержала Полина . Она столько дней , месяцев , а потом и лет , терпела эту ревность , она так точила ее изнутри , что вот теперь в самый радостный момент в жизни Кати и Павла вся ее ревность к мужу вырвалась на свет.
Обливала она Любу самыми последними словами до того момента , пока не почувствовала удар по лицу такой силы , что едва устояла на ногах . Она сначала даже не поняла что произошло .
- Замолчи , а не то я убью тебя , - тихо сказал Яков . И глаза его были такими злыми и холодными , как у волка . Полина почему -то сразу поверила ему.
С этого дня отношения их окончательно разладились , и уже ничто не могло помочь.
- Зачем ты так , говорила?- через несколько дней сказала Люба Якову. Он пришел к ней извиниться за неприятную историю.
- Нет мне жизни от ее ревности . Всю жизнь она меня точит ревностью к тебе , Люба .
Люба внимательно посмотрела на него .
- Да , когда -то я очень сильно тебя любила , а вот теперь смотрю и даже сердце молчит. Оно бы сказало , обязательно сказало . Видать, отлюбила я тебя , Яков , когда Матвей в моей жизни появился . Хотя сначала по привычке и тосковала по тебе , но Мотя таким ласковым был , что не оставил любви к тебе ни единой возможности . Разлюбила я тебя , Яша . Давно разлюбила .
- А я вот , Люба , всю жизнь тебя любил , а прожил с нелюбимой . А потому и сына своего не осуждаю. Всякое бывает . Бывает , что и ошибается человек , а всегда надо давать человеку попытаться стать счастливым.
- Даже если от этого страдают неповинные люди?
- Я считаю , что , да.
- Неправильно это . Сейчас страдают Ульяна и Васятка. Ну ладно Улька , куда она лезла со своей любовью ?! Ведь знала , что с Катериной Пашка - то твой . А вот Васятка -то при чем? Ему -то за что? Он ведь без отца теперь, - говорила Люба, и щеки ее покрывал нежный румянец. Она была в негодовании.
Яшка долго молчал .
- Да , права ты , как всегда, права , - сказал он , наконец , после долгого молчания .
В эту же неделю собрался Яшка в станицу.
- Чего поедешь-то?- спрашивала Полина.
- Надо мне , - рявкнул Яков . Он по-прежнему не разговаривал с женой . Между ними теперь была пропасть.
Всю дорогу до станицы Яков Лукич размышлял о жизни . Теперь он ехал проведать внука . До печенок пронял его разговор с Любой . И так ему стало жаль внука, что даже сердце ныло. Он не стал ничего говорить сыну . Пашка был счастлив. Не стал он читать нравоучения своему сыну , ибо понимал , что каждый человек должен сам все понять для себя . Что ему важно в этой жизни , а что нет . И рано или поздно ко всем приходит это понимание .
- Ох ,ты, как вырос , - говорил Яков Лукич , глядя на своего внука . - Иди , глянь-ка я тебе лошадку привез , - говорил Васятке дед .
- Как там хутор-то ? – дрожащим от волнения голосом спрашивала Ульяна . Она не ожидала приезда свекра .
- А что ему сделается-то? Стоит .
- Паша как ? - еще тише спросила сноха .
- И Пашка нормально . Полина вот , свекровь твоя , передавала привет тебе , - соврал Яков .
- Спасибо , оживилась Ульяна . - А я вот по матери соскучилась , хочу приехать как -нибудь навестить .
- Ну что ж , это хорошо . Только вот не знаю , как сказать -то .... Катерина сына родила , - переминаясь с ноги на ногу сказал Яков . Он не хотел говорить , да все равно ведь узнает .
Ульяна печально опустила глаза .
- Все равно Пашка моим будет , - твердо сказала Ульяна .
- Уля , да перестань ты о нем думать . Катерину он любит . И всю жизнь будет любить,- сказал Яков и махнув рукой, вышел на улицу.
В тот день у Макаровых был праздник . У Глафиры Ивановны юбилей. Ульянка и Елизавета с самого утра на ногах . К вечеру обе еле ноги таскали. И потому Ульяна сразу и не заметила , что Васятке нездоровится .
- Батюшки да ты весь горишь, - сказала она уже вечером . -Что ж делать-то , ночь на дворе , - беспокоилась Ульяна .
Пришлось разбудить даже хозяйку.
- Помогите , дите мое умирает , - голосила что есть сил Ульянка.
Послали за доктором .
- Еще бы час и все было бы кончено , - сказал моложавого вида доктор Евгений Иванович Святов . - Круп у мальчонки . Ну ничего , теперь на поправку пойдет , - сказал доктор все время поправляя на своем тонком носу пенсне .
- Улька , а чего это зачастил к тебе Святов -то ? Уж и Васька твой поправился , а он все шастает , - сказала Лизка надкусывая румяное спелое яблоко .
Ульянка покраснела , но промолчала .
- И что ты такая дикая , не пойму я тебя ,- сказала Лизка.
А откуда ей было понять , что Евгений Иванович Святов влюбился в Ульянку. Он давно овдовел , детей с первой супругой не нажил , а он еще был не стар , и выглядел очень моложаво . Ульянка с ее броской яркой красотой приглянулась Евгению. Но он все не решался ей сказать о том , что она нравится ему .
Улька не любила Евгения , но она долго думала и пришла , наконец , к выводу , что Евгений отличный вариант прижиться в станице и не возвращаться в хутор . Потому как вечно служить у Макаровых она не сможет .
Ульяне надоела эта неопределенность . К тому же после приезда свекра , она крепко задумалась над тем , что пожалуй , он прав , очень сильно любит Павел Катерину . И хватит уже ей , Ульянке , мучиться и страдать. Тем более , что Евгений Иванович с виду очень интеллигентный человек, к тому же доктор , а Васятке нужен , наконец , отец .
Ульянка очень боялась за сына , он был таким слабеньким . Она боялась , что с ним еще что -нибудь может случиться , а так хотелось , чтобы рядом было мужское надежное плечо .
В общем , к осени Ульянка вышла замуж за Евгения Ивановича. Мужчина был счастлив . Он души не чаял в Васятке , а Ульянки пылинки сдувал . Теперь Ульяна стала Ульяной Васильевной Святовой .
- Улька , ведь не любишь ты его , - говорила ее мать . Степанида Андреевна приехала навестить в станицу своих дорогих дочь и внука, и заодно отпраздновать свадьбу.
- Конечно , не люблю. Но и одна я устала , дюже устала .
- Но вы же совсем разные . Ты сельская , неграмотная , а он интеллигентный весь такой , даже страшно .
- Ну так и что?
- Да не будет у вас жизни .
- Да будет, мама , будет . Ему кухарка и прислуга бесплатная нужна , а еще , чтобы в постели хорошо обслуживала , а мне плечо мужское , - щуря презрительно красивые глаза , откровенно сказала Ульянка матери. - Так что мы договоримся .
Степанида Андреевна пристально посмотрела на дочь .
- Где ты набралась таких мыслей , сроду от тебя такого не ожидала .
- Жизнь научила , мама , жизнь . Это Катька у вас там заласканная всеми , а я выживала в станице . Вот после этого по - другому мыслить стала .
Степанида замолчала и больше ни проронила ни слова , а на утро она уехала в хутор .
Догорало сухое лето . Впереди осень . Знойные дни подошли к концу ,а с севера уже тянулись осенние тяжелые тучи . Подступало ненастье.
Над хутором Лебяжий тянулись серые унылые тучи . Только у Павла на душе было спокойно и в то же время радостно .
Катерина была снова беременна.
На медне пошла Катерина с матерью в баню . Люба опрокидывая на себя таз с водой внимательно оглядела располневшую фигуру дочери.
- Катька ,да ведь ты , зараз , в тягостях опять, - удивленно и с радостью сказала Люба.
Катя улыбнулась своей милой улыбкой . Ее глаза светились таинственным лучистым светом .
- Да. Хочу , чтобы дочка теперь у нас с Пашей была , - сказала Катерина .
- Знать, ошибшся тот станичный фельдшер , ядри его в душу , - сказал дед Потап. - Ну рад я, рад теперь за Катерину и Павла ,- улыбаясь в седые усы ,сказал дед.
Интересно ваше мнение , а лучшее поощрение - лайк и подписка.