Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Личность выдающегося ювелира, скульптора, художника, да еще и писателя и музыканта Бенвенуто Челлини сконцентрировала в себе все достоинства и пороки человека Эпохи Возрождения, этого бурного, поразительного периода в истории Европы. Не удивительно, что она привлекает к себе внимание со стороны историков, художников, писателей. В Челлини всего было чересчур, этот человек отличался крайностями. С одной стороны, он создавал великолепные произведения искусства, полные изящества и красоты, его талант бил через край, с другой — он отличался буйным нравом и проблемы предпочитал решать, убив того, кто их создавал.
Всю жизнь он был вынужден провести в бегах, его постоянно преследовали за те или иные преступления.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Духом авантюризма, присущим ему, характером и неумением быть пристойным членом общества Челлини напоминает другого великого художника — Караваджо. Как почти все талантливые люди Ренессанса, Бенвенуто Челлини был талантлив в разных областях творчества. Мы не можем сейчас судить о его музыкальных способностях в игре на флейте и корнете, хотя для современников они были очевидно высокими, но вполне можем судить о его литературном даре. Да, он умел писать прекрасно. Главное доказательство тому — его художественная автобиография, названная пышно: «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции».
Из этой книги можно почерпнуть кучу сведений о богатой событиями жизни мастера, однако надо помнить, что фантазия у Челлини была бурная, так что не всему в этой автобиографии надо верить.
На картине Станиера Челлини показан еще молодым, он задумчиво сидит за столом, на котором стоит его произведение. На поясе скульптора — шпага. Да уж, он умел пускать ее в ход и не щадил своих соперников. Серия картин, созданных Подести, показывает Челлини в компании с королем Франциском I. Работа при его дворе была самым счастливым и спокойным периодом в жизни маэстро.
Отец Бенвенуто был музыкантом при дворе Медичи и надеялся видеть сына как продолжателя своего дела. Но Бенвенуто с детства определился в своих интересах, хотя музыке и выучился. Он решил стать ювелиром. Ему было 23 года, когда он получил свое первое уголовное преследование, грозившее смертной казнью. Обвиняли его в насилии, содомии и убийстве. Челлини бежал в Рим, и с тех пор постоянно переезжал. Он умудрился заполучить во враги сына папы Павла III Пьера Луиджи Фарнезе, который с удовольствием заточил Бенвенуто в замок Святого Ангела за кражу драгоценностей папы Римского. Однако, Челлини имел и высокопоставленных покровителей, и они добились его освобождения.
Поклонником творчества Челлини был и король Франции Франциск I, который давал скульптору большие заказы. Для женских фигур позировали красивые девушки, и одна из низ забеременела от Челлини. Подобная история повторялась потом не раз, так что детей у Бенвенуто было несколько, и все внебрачные. Все шло более или менее хорошо, но Челлини опять нажил себе врага, на сей раз это была любовница короля. Пришлось уехать.
Несмотря на бурные события личной жизни, мастер продолжал творить, его произведения имели огромный успех, и заслуженно. Не терпевший соперников, Челлини напал на другого скульптора, ранил его и сел опять в тюрьму. Не успел выйти — очередное обвинение, на сей раз иск подала девушка, которой он домогался. Четыре года тюрьмы по ходатайству Медичи заменили домашним арестом. Челлини решил образумиться: женился на служанке, обратился к религии, творил, писал книги. Он умер в 71 год и был похоронен со всеми почестями.
Читайте еще на моем канале:
Картин Элизабет-Софи Шерон осталось немного, но они говорят о незаурядном таланте этой женщины
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой