Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Женщины-художницы были всегда, но вот стать по-настоящему знаменитыми удалось немногим. Почему нет художниц уровня Рембрандта, например? Это вопрос провокационный и вызывает споры, но в данном случае не это тема статьи.
Я хочу рассказать о художнице, жившей в XVII-XVIII веках во Франции - Элизабет-Софи Шерон. Гляжу на ее автопортрет... Красивая была женщина и талантливая. Притом она была талантлива не только как художница, но и как поэтесса и переводчица.
Элизабет-Софи родилась в семье художника Анри Шерона, и отец с ранних лет обучал свою дочь рисованию. Тогда считалось, что женщинам, занимающимся этим делом, прилично специализироваться в миниатюре, в написании цветов и портретов. О больших полотнах речь не шла - это была работа для мужчин. Впоследствии Элизабет стала заниматься гравировкой на меди и обрела известность как прекрасная портретистка. К сожалению, до наших дней дошло не так много работ Шерон.
Детство художницы было омрачено религиозным противостоянием родителей.
Отец был кальвинистом, а мать - католичкой. Девочка металась меж этих религиозных направлений, поначалу находилась под влиянием отца, а потом мать настояла на том, чтобы ее отдали в 14 лет в католический монастырь для завершения образования. В монастыре Элизабет продолжала заниматься творчеством и оттачивала свое мастерство портретистки.
Настоятельница была поражена ее талантом и не уставала хвалить ее своим знакомым (а это были знатные люди), так девушка получила свои первые заказы.
Начало ее творческого пути было удачным. Но одна существенная туча портила светлый небосвод ее жизни - во Франции начались очередные гонения на протестантов, и отец был вынужден эмигрировать. Единственным человеком, зарабатывающим в семье, стала юная Элизабет-Софи. Она получала дорогие заказы, так что денег вполне хватало не только на обычные траты, но и, например, на оплату учебы младшего брата в Италии.
Признание молодой художницы пришло не только со стороны зрителей, но и со стороны коллег.
Будучи 22-летней, Элизабет Шерон стала членом Королевской академии живописи и скульптуры. Ее рекомендовал и поддерживал в этом влиятельный художник Шарль Лебрен. До Элизабет в эту академию были ранее приняты всего три женщины. Членство давало возможность регулярно выставляться в Салоне и, таким образом, получать новые заказы и расширять свою известность.
Помимо изобразительного искусства, Шерон стала известна и в сфере поэзии. Кроме того, зная латынь, греческий и иврит, она занималась переводами библейских текстов и псалмов. Литературная деятельность тоже была оценена по заслугам - Элизабет приняли в Академию Риковрати в Падуе под именем новой Сафо, или музы Эрато.
По поводу личной жизни только скажу, что Элизабет всю жизнь не сильно интересовалась мужчинами, но в 44 года вдруг вышла замуж. Притом ходили слухи, что брак чисто деловой.
Почитайте еще на моем канале:
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
В блоге мужа:
Что я увидел в Арле буквально за несколько часов
Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал. Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.