Уже давным-давно размышляю над циклом статей о Пресне. Возможно, вскоре его и сделаю, а пока расскажу пару историй об этом старинном районе с непростой, во многом трагической судьбой.
Вероятно, не найти человека, кто не знал бы, что происходило здесь в декабре 1905 года. Когда уже по всей Москве стачка была подавлена, осталось лишь одно место, где бунтующие не сдавались – на баррикадах Пресни (6 фото).
Несколько дней элитные кавалерийские части Императорских войск не могли разбить дружинников, пока власти не отдали приказ подогнать артиллерию и «истреблять всех, не арестовывая никого». Высокоточных вооружений тогда не существовало, и почти весь район погрузился в пламя. Десятки жилых домов перестали существовать, около трех сотен мирных граждан погибло от случайных пуль и артобстрелов, в том числе несколько десятков детей. Сотни людей остались без крова.
Все это хорошо известно из школьных уроков. Но мне любопытно, многих ли интересовала…
…Более древняя история Пресни
А район этот образовался еще при великих князьях. В те времена приезжие люди из Новгорода, Смоленска и некоторые иностранцы (тогда почти всех иноземцев звали немцами, то есть немыми: или от лени, или из гордости те не желали учить русскую речь и все больше отмалчивались, если нет толмача-переводчика) начали заселять берега недлинной, всего в два с половиной километра речки. Речку, как считается, как раз из-за этого стали называть Приездней, затем Приестней, а поздней просто Пресней. Тем более что и вода в ней была какой-то особенно чистой, прозрачной, пресной.
В те времена приезжему иногороднему и иноземному люду не дозволялось так сразу входить в столицу. Вначале необходимо было доложиться московской власти, с какой целью прибыл. И получить разрешение войти в город или отказ – и вернуться восвояси. Для этого и была создана Приездная слобода.
Вскоре сюда, в места живописные и благоприятные, начал стекаться разный московский и подмосковный люд – кузнецы, оружейники, повара, торговцы и даже ваганы-скоморохи – певцы, жонглеры и прочие комедианты. Начали появляться храмы и монастыри, в том числе и Новинский монастырь, который я мимоходом упоминал совсем недавно.
А Петр Первый в свое время отдал Приездню грузинским царственным особам, бежавшим от кавказских войн и междоусобиц. Я даже писал о храме великомученика Георгия, который в честь своего святого покровителя выстроил один из грузинских принцев, Георгий Вахтангович.
Сегодня же хочу рассказать про другой пресненский храм, на сей раз русский. Про надежно спрятанный среди домов и дворов…
…Храм рождества Иоанна Предтечи
Годом его постройки в дереве считается 1685-й. Около десяти лет спустя приход насчитывал без малого 330 дворов. В 1714 году прихожане подали прошение о строительстве в камне – старая церковь уже не вмещала всех молящихся. Но указ Петра Первого о запрете каменного строительства в Москве позволил приступить к нему лишь в 1728-м.
Завершили постройку каменного храма в 1734-м. Его было решено разместить в глубине двора – чуть восточней деревянного, который продолжал стоять и принимать молящихся, пока не закончилось возведение и освящение новой церкви. После чего старый храм разобрали, оставив лишь деревянную звонницу, которая сгорела в 1804 году.
Новую, классицистическую колокольню, что сегодня выходит на красную линию улицы, построил в 1806 году тогдашний староста храма, купец Федор Резанов. Самый большой колокол ее звона весил 316 пудов и был освящен митрополитом Филаретом (4 фото).
Строили ее четыре года, а ее нижний ярус с рустованными пилонами сделался и входом в храм (7 фото).
Трапезную с приделами в виде ампирных ротонд чуть позднее, в двадцатых годах девятнадцатого века выстроил архитектор Федор Михайлович Шестаков (7 фото).
- Буквально неделю назад в трапезной началась реставрация, вход в храм открыт в задней его части, справа от апсиды. Надеюсь показать ее позднее, когда работы закончатся.
В 1892 году…
…Здание храма и внутреннее убранство обновили
Устроили новые резные алтарные преграды, а новая роспись храма явно была вдохновлена внутренним обликом храма Христа Спасителя. Как минимум – запрестольный образ придела Иоанна Воина «Поклонение волхвов» – список с композиции Верещагина как раз из знаменитого храма на Волхонке.
Росписью Предтеченской церкви занимались ученики школы Васнецова, а над украшением главной части храма работал лично Виктор Михайлович. Здесь он повторил свои картины и образы из Владимирского собора в Киеве, исполненные четырьмя годами ранее: «Единородный Сын Слово Божие», «Отечество», «Положение во гроб»… Что еще раз напоминает: когда закончится реставрация – обязательно нужно будет вернуться!
Но и то, что открыто сегодня – завораживает (5 фото).
Васнецов не только расписывал храм как живописец, но и активно использовал свою излюбленную технику мозаики из цветного стекла. По сути, весь купол главного храма целиком мозаичный.
Попав сюда в первый раз, я буквально не мог отвести от нее глаз. Стены и оконные ниши буквально горели, переливаясь в свете свечей (3 фото).
Неудивительно, что через неделю, как только выпала возможность, вернулся в будний день, чтоб рассмотреть все детально (12 фото).
В советские годы храм Рождества Иоанна Крестителя, хоть и стоит в районе с такой революционной историей, не закрывался. Таких церквей в Москве немного. На память приходят церковь Покрова в Медведкове, Ильи Пророка Обыденного и Богоявленский собор в Елохове.
Впрочем, в 1922 году из него были изъяты многие ценности, а в 1930-м храм лишился звона. Но благодаря своему настоятелю, Алексию Флерину, избежал обновленчества и каким-то чудом – закрытия (9 фото).
А после Великой Отечественной войны он и вовсе превратился из когда-то малоизвестной церкви в одну из самых почитаемых в Москве.
В шестидесятых годах храм отремонтировали, восстановили росписи и позолоту Царских врат (7 фото).
Вернулись многие из прежних икон, были перенесены спасенные святыни из других храмов, которым не так повезло. В нем и по сей день хранится множество старинных икон семнадцатого века (6 фото).
Здесь часто служили патриархи Алексий Первый, Пимен и Алексий Второй, митрополиты Антоний Сурожский и Филарет Вахромеев.
Через переулок от храма, наискосок, стоит деревянный домик причта, построенный в 1848 году при настоятеле Федоре Ивановиче Соловьеве. Домик скромный, без украшений и изысков, на невысоком каменном фундаменте, обшитый досками, имитирующими руст (7 фото).
А во дворе храма расположен маленький садик. В него тоже обязательно стоит заглянуть (12 фото).
И даже если вы не любитель рассматривать архитектуру, росписи и мозаику, одни только эти жар-птицы на кованых ажурных воротцах сада достойны того, чтобы сюда заглянуть!
Но, конечно же, не только они.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!