Это будет осознанно короткая заметка о московском храме, про который можно рассказывать очень и очень долго. Не хочется снова повторять и без того бессчетное количество раз пересказанные факты. Желающие могут всегда найти любую информацию о нем, но лучше побывать здесь лично, чтобы самому вдохнуть воздух той Истории, которой собор насыщен.
К примеру, почитайте прекрасную книгу Сергея Дурылина "В родном углу". Из которой, не удержусь, но приведу пару фрагментов.
«Подмосковное Елохово было родиною подвижника, высоко чтившегося старою Русью, пред кем безмолвствовал Иван Грозный и о ком англичанин Д. Флетчерс уважением и удивлением писал в своем «Сказании о Московии» как о праведнике, «который решился упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях», каким он подвергал народ. Елохово было родиной Христа ради юродивого, блаженного Василия, чьим именем народ назвал место его погребения – великолепный Покровский собор, воздвигнутый зодчими Бармой и Постником по приказу Ивана Грозного. В святцах 1646 года сказано: блаженный Василий «родился от отца Иакова и матери Анны в Царствующем Граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове». Это было в 1468 году. В одном из списков жития Василия Блаженного писано: «Егда доспе возраста того внеже обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учиси, но отдан бысть родительми рукоделию сапожнину». Эта старинная запись описателя жития была жива в народной памяти исконных насельников Елохова; памятовали и то, что блаженный, обличавший царя, родился в Елохове, и указывали место рождения, во владении Сохацкого (80-е годы), на границе между Елоховом и Красным Селом, памятовали и то, что блаженный Василий был простец родом и сапожник по ремеслу. В храме Богоявления, что в Елохове, была икона Василия Блаженного, где он изображен был нагоходцем, с еле прикрытыми чреслами.
...
«Храм Богоявления, что в Елохове, считался в Москве самым поместительным из всех приходских церквей. Любители спорить утверждали, что больше Богоявления был храм Василия Неокесарийского на Тверской, но им возражали, что не больше, а равен. По величественности здания с высоким светлым куполом, свидетельствующим, что строивший его талантливый архитектор Тюрин помнил о Петре в Риме, церковь Богоявления казалась не приходским храмом, а собором большого города.
Да Богоявленский приход и был по пространству и населению равен хорошему процветающему уездному городу. Вокруг Елохова были расположены слободы и села, также не входившие некогда в пределы Москвы: с запада – две Басманных, Старая и Новая, некогда слободы «басманов», дворцовых пекарей; с северо-запада – Ольховцы, с рекой Ольховкой, с прудами и дремучими садами, сохранившимися от времен стародавних; на север было Красное Село с церковью Покрова, с Красным прудом, примыкавшим непосредственно к Ярославскому вокзалу и засыпанному уже после 1905 года; на северо-восток и восток Елохово упиралось в то самое село Покровское-Рубцово, о котором сложена известная песня «Во селе Покровском», приписываемая народной молвой императрице Елизавете Петровне, которой принадлежало Покровское-Рубцово; на юго-восток лежала знаменитая Немецкая слобода (или Кукуй), вскормившая Петра I; на юг было Гороховое поле[18], с бывшим загородным дворцом Разумовского, превращенным в женский институт, и с церковью Вознесения, построенной самим М. Казаковым»
(Часть первая. Родное пепелище. У Богоявления в Елохове)
Кафедральный Богоявленский собор Москвы, он же Елоховский собор – место, которое у меня накрепко ассоциируется с детством и юностью. Всегда вспоминаю, как мне его постоянно показывала бабушка. В годы, когда Патриархом был Алексий Второй, Пасхальные богослужения транслировались именно отсюда.
Сам же храм известен с конца семнадцатого века. Впервые церковь Богоявления Господня в селе Елохово упоминалась в указе Патриарха Адриана в далеком 1694-м. Тогда он был, разумеется, пока еще деревянным, но в 1712 году…
…По распоряжению Петра Первого приступили к его перестройке в камне
Каменное строительство храма было с энтузиазмом начато, но в какой-то момент казенные деньги на него выделять прекратили, и храм не достроили. Средства на окончание строительства в конечном итоге выделила царевна Прасковья Ивановна, племянница Петра, дочка его рано скончавшегося брата-соправителя Ивана Пятого.
В конце восьмидесятых годов того же столетия храм перестроили. К нему добавили просторную трапезную, в которой разместились два придела – в честь Благовещения и святителя Николая Чудотворца (7 фото).
К 1805 году закончили возведение колокольни (7 фото).
Трапезная, выстроенная в стиле классицизма, сохранилась до наших дней (3 фото).
Кстати, факт, о котором непременно вспоминает каждый, кто заговаривает о Елоховском храме: в 1799 году в нем был крещен маленький Саша Пушкин.
При этом здесь у многих возникает недоумение. На одной памятной доске написано, что собор был построен в 1845 году, а на другой – что знаменательное событие состоялось 8 июня 1799-го.
Но ничего удивительного здесь нет, ведь…
…Храм, который мы видим сегодня, не первый на этом месте
До Отечественной войны 1812 года он был одноглавым, с трапезной и трехъярусной колокольней. Во время самой войны и последовавшего за ней пожара церковь не пострадала, хотя почти весь ее приход был уничтожен в пламени. Да и сам Елоховский храм французы старательно разграбили.
К 1830 году и храм, и дома его прихожан привели в порядок. Но вскоре помещение стало мало для растущего прихода, и в 1837 году решили выстроить новый собор. Строительством заведовал архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, автор храма мученицы Татианы – домовой церкви Московского Университета.
В результате куполов, венчающих обновленный собор, теперь насчитывалось ровно пять, в центре выросла купольная ротонда, а само здание приобрело облик позднего ампира. Нетронутой осталась трапезная и первый уровень колокольни (12 фото).
Освящал новый собор митрополит Московский Филарет.
Главный престол нового собора также, как и прежнего храма, был посвящен Богоявлению (7 фото).
Приход же все продолжал расти. К 1850 году прихожан Богоявленского собора насчитывалось уже почти три с половиной тысячи. И это притом, что строился он «на вырост», с тем расчетом, чтобы в нем свободно могло разместиться до трех тысяч молящихся одновременно. А к тридцатым годам двадцатого столетия членов общины было уже… двадцать пять тысяч.
Шли первые десятилетия советской власти. Храмы повсеместно закрывались, но…
…Собор Богоявления в Елохове продолжал служить и при большевиках
В 1926 году ему присвоили статус памятника церковной архитектуры первой категории, что, в принципе, должно было уже само собой обезопасить храм от любых опасностей. Какое-то время, собственно, так и было. В него даже свозили иконы и утварь из окрестных храмов, которым повезло значительно меньше: из кремлевских соборов, из храма Христа Спасителя и церкви Богоявления в Дорогомилове (16 фото).
По давно заведенной традиции росписи стен покажу в отдельной галерее (24 фото).
Здесь часто служил Патриарх Тихон, любивший этот храм. К сожалению, последней из запланированных литургий с его участием не суждено было состояться – 7 апреля 1925 года Тихон скончался.
Но при всем нежданном благоволении властей первого марта 1930 года собор все-таки решили закрыть. Однако местные жители собрали несколько тысяч подписей против этого, и решение отменили. Впрочем, попытки таковые предпринимались еще не раз. Храм даже хотели снести, как якобы мешающий прокладке линии метро. Или на худой конец превратить в кинотеатр или музей керамики (был и такой проект)… К счастью ни то, ни другое не было исполнено.
Последний раз попытку закрыть Елоховский собор планировали предпринять после воскресной службы 22 июня 1941 года. Но даже этому помешала война. В 1942-м в нем даже разрешили провести пасхальное богослужение – при условии, что будут соблюдены все меры безопасности, и церковь будет затемнена. А на протяжении всей войны на колокольне храма располагался пункт наблюдения и расчет зенитчиков.
А после Великой Отечественной войны собор официально получил статус патриаршего, каким являлся вплоть до 1991 года, пока таковым не стал Успенский собор Кремля, а Богоявленский сделался кафедральным (12 фото).
Здесь состоялась интронизация Патриарха Алексия Второго в 1990 году. Здесь он служил. Здесь же нашел упокоение.
В 2013 году в Богоявленский собор был назначен новый настоятель – протоиерей Александр Агейкин, которого я упоминал в прошлой заметке.
Но прослужил он не так долго, как мог. Скончался в апреле 2020 года. Сегодня здесь служит епископ Павлово-Посадский Фома.
А в этой подборке можно познакомиться и с другими остановками в моей фото-прогулке по Басманным улицам и их окрестностям:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!