Автор: Карпучино
Большая Советская Энциклопедия в издании 1950 года оценивает детектив как литературу бульварную и низменную, использующую крайне дешевые приемы для удержания внимания читателя. Несмотря на это, в Советском Союзе появились и быстро получили популярность отечественные произведения о сыщиках и преступлениях. Просто они отличались от их западных аналогов.
Основным отличием стала фигура главного героя. Вы не встретите на страницах советских детективов частных сыщиков, таких как Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро. В мире, где капитализм побежден, возможность осуществлять сыскные услуги за вознаграждение не может существовать. Главный герой советских детективов – контрразведчик, сотрудник прокуратуры или, чаще всего, милиционер. Он не высокомерный одиночка, которому помогает лишь один верный ассистент, как Арчи Гудвин Ниро Вульфу. Нет, советский сыщик работает в команде, где каждый знает и выполняет свою роль.
Отличается и процесс расследования. Советский сыщик не шатается в поисках информации по барам и притонам, как герои Чейза и Хэммета. Бдительные советские граждане, доверяющие родной милиции, часто сами с радостью рассказывают герою ценную информацию. Нет в романах советских авторов и сцен секса, что добавляли «перчинки» зарубежным детективам.
Отдельно следует поговорить и об образах преступников. Их выводили отпетыми злодеями, аморальными людьми. Советские детективы не пытались выставить их сложными, многогранными личностями и проанализировать, как именно они свернули на преступный путь.
Все перечисленное позволяет выделить как основные минусы советских детективов (схематичность и упрощенность), так и плюсы (детальное описание командной работы милицейской или следственной группы, близость обстановки и нравов к тогдашнему читателю).
Пожалуй, самыми известными советскими детективистами стали братья Вайнеры. По их роману «Эра милосердия» был поставлен многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», благодаря которому многие зрители полюбили дуэт сыщиков Глеба Жеглова и Владимира Шарапова.
С распадом Советского Союза популярность получили совсем другие детективисты. Дарья Донцова штамповала романы о частных сыщицах, Борис Акунин привлек большую аудиторию историческими детективами, а «крутые» персонажи Даниила Корецкого больше напоминают героев боевиков. Даже Каменская, главный персонаж Александры Марининой, уже слишком индивидуалистична и внесистемна, чтобы вписываться в советские детективные каноны. Будете ли вы скучать по советскому детективу – каждый решает для себя.