Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

В бою, на отдыхе, в дороге: один день из жизни танкиста Второй мировой войны

Оглавление

Не секрет, что в самом масштабном военном конфликте XX века именно танки были главной ударной силой. По этой причине на их экипажах лежала огромная ответственность. Надо было не только нанести в бою максимальный урон врагу, но и сохранить в целости и сохранности свою собственную боевую машину и жизни товарищей. А для этого было не обойтись без дисциплины и жёстких тренировок, из-за чего вся жизнь танкиста во время Второй мировой войне была подчинена строгому распорядку дня.

Танкисты 45-й гвардейской танковой бригады Герои Советского Союза (слева направо): Михаил Чугунин, Григорий Богданенко, Витольд Гинтовт, Михаил Замула, Геннадий Корюкин, Владимир Максаков и Федосий Кривенко у границ западного Буга перед пересечением границы СССР и выходом на территорию Польши. Июнь-август 1944 года. (Исходное фото найдено на wikimedia.org, его автор - Витольд).
Танкисты 45-й гвардейской танковой бригады Герои Советского Союза (слева направо): Михаил Чугунин, Григорий Богданенко, Витольд Гинтовт, Михаил Замула, Геннадий Корюкин, Владимир Максаков и Федосий Кривенко у границ западного Буга перед пересечением границы СССР и выходом на территорию Польши. Июнь-август 1944 года. (Исходное фото найдено на wikimedia.org, его автор - Витольд).

Вставать приходилось очень рано: не позднее 6 часов утра и, приведя себя в порядок, браться за ежедневное обслуживание механизмов, а после этого приступать к тренировкам. Если, конечно, речь о непосредственном участия в боевых действиях. В такие дни, конечно же, ни о каких тренировках не было и речи.

В бою

Хоть танки Второй мировой войны и выглядели этакими огромными железными монстрами, на самом деле они были довольно уязвимыми в бою. Достаточно было одного меткого попадания снарядом по гусеницам - и танк из мощной боевой машины, наводящей ужас на противника, тут же превращался в весьма удобную неподвижную мишень для вражеских артиллеристов.

Танковый экипаж обычно состоял из 5 или 6 человек, каждый из которых в бою подвергался риску примерно в одинаковой степени. И всё-таки самой «опасной» частью танка считалась башня, поскольку именно в неё летела большая часть вражеских снарядов. А значит и участники экипажа, которые там находились, рисковали больше своих товарищей.

Если от роковых случайностей во время сражения никто не был застрахован, то уж минимизировать риск выхода танка из строя в бою по техническим причинам его экипаж был обязан заранее.

Каждодневный осмотр и обслуживание боевых машин были не самым простым и приятным делом, но именно они позволяли вовремя обнаружить неисправности и устранить их до начала битвы.

Если же танк подбивали и при этом он не становился добычей противника, то его старались при первой возможности вывезти с поля боя. Ведь боевая машина была ценным и дорогостоящим имуществом и поэтому её старались как можно скорее починить и вернуть в строй.

Когда и это было невозможно потому, что танк ремонту не подлежал, то с него снимались все неповреждённые детали. И нередко случалось, что из двух выведенных из строя танков в мастерских собирался всего один, но зато полностью пригодный к использованию.

На отдыхе

Если танковая часть стояла в резерве или отдыхала после боёв, то её бойцы усиленно тренировались, чтобы не только не растерять боевые навыки, а по возможности улучшить их.

От экипажей боевых машин требовалось не только мастерски стрелять по целям, но и уметь атаковать противника группами, а также правильно взаимодействовать с другими родами войск, такими, как пехота или кавалерия.

Кроме того, поскольку униформа танкистов сильно пачкалась и замасливалась, то экипажи боевых машин приходилось прилагать немало времени и сил для приведения её в порядок.

Учитывая же что в их распоряжении не имелось современных стиральных порошков и пятновыводителей, это занятие было далеко не простым.

И только переделав все эти необходимые вещи, танкисты могли отдохнуть уже по-настоящему: поболтать с боевыми товарищами, написать письмо близким, а то и поиграть на гармошке или другом музыкальном инструменте.

В дороге

Во время Второй мировой войны бывали дни, когда танковые подразделения перебрасывались на другой участок фронта.

Как правило, их перевозили по железной дороге, поскольку при самостоятельном передвижении боевые машины, не предназначенные для продолжительной и, тем более, скоростной езды, довольно быстро ломались и выходили из строя.

Во время сна

За всеми этими делами, наполненными участием в сражении, тренировками или техническим обслуживанием механизмов, пролетал день и наступала ночь. Но даже тогда танкисты далеко не всегда могли рассчитывать на полноценный сон.

Так, во время боевых действий когда танковые части размещались посреди поля, танкистам частенько приходилось устраиваться на отдых прямо на земле.

Хорошо, если дело происходило летом, поздней весной или ранней осенью, когда погода сухая и тёплая. И гораздо хуже, если на дворе стояла студёная зима, ранняя весна с вечной слякотью или поздняя осень с холодными дождями и заморозками.

Но даже тогда танкисты предпочитали отдых на земле сну внутри танка, поскольку боевые машины Второй мировой войны не отличались комфортом и были совсем не похожи на место, где можно хорошо отдохнуть и набраться сил для предстоящих боевых подвигов или утомительных тренировок.

Вместо заключения

На фотографиях военного времени часто можно видеть улыбающихся танкистов, стоящих возле своих боевых машин или занятых какими-то повседневными делами. И может сложиться обманчивое впечатление того, что жизнь танкистов Второй мировой войны была лёгкой и беззаботной, что, разумеется, совершенно не соответствует действительности.

Скорее, наоборот. Жизнь танкиста военного времени была и трудна, и опасна. Ведь, по причине того, что покинуть подбитый или тем более, горящий танк крайне сложно, количество личных потерь среди участников танковых экипажей в годы Второй мировой войны было очень велико.

-2