Найти тему
Виктор Павлов

Как попасть в Луну? Часть вторая.

Кадр из фильма "Космический рейс". Киностудия "Мосфильм" 1935 год.
Кадр из фильма "Космический рейс". Киностудия "Мосфильм" 1935 год.

Продолжение рассказа о первой лунной гонке, о которой мало кто знает. Начало можно прочитать здесь.

Рискну предположить, что новый, 1959 год, сотрудники ОКБ-1 Сергея Павловича Королева встречали на рабочих местах, а некоторые - на космодроме Байконур. Все дело в том, что 2 января 1959 года в СССР была запущена очередная лунная станция Е-1 №4. Станция вышла на траекторию полета к Луне, и поэтому получила наименование "Луна-1".

Газета "Известия" от 3 января 1959 года.
Газета "Известия" от 3 января 1959 года.

3 января в 03:59 по московскому времени на расстоянии 113 тыс.км. от Земли, с третьей ступени был испарен 1 кг натрия, который образовал облако размером в сотню километров, так называемую "натриевую комету", которая наблюдалась многими обсерваториями.

Однако в Луну станция не попала. 4 января в 6 ч. по московскому времени блок "Е" и станция Е-1 №4 (название "Луна-1" относилось к обоим объектам) прошла на расстоянии около 5 995 км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту с перигелием 146,4 млн км и афелием 197,2 млн км. В ходе полета станции были получены данные об интенсивности и составе космических лучей, метеорных частицах, корпускулярном излучении Солнца. Было также установлено, что Луна не имеет сильного магнитного поля. Радиосвязь со станцией поддерживалась в течение 62 ч., до 5 января, до тех пор пока полностью не разрядились бортовые аккумуляторы. Последние сигналы со станции были приняты с расстояния 597 тыс. км.

Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Четвертую неудачу 2 января 1959 года мы с помощью могучего
аппарата нашей пропаганды превратили в очередную блестящую
победу советской науки и техники.
Надежность попадания в Луну, кроме прочего, зависела от
точности, с которой время выключения двигателей второй ступени и,
соответственно, запуск третьей ступени будут соответствовать
расчетным. Возможные ошибки автономной системы выключения
двигателей второй ступени — от интегратора продольных ускорений
— превышали допустимые. Поэтому с самого начала, к удовольствию
Рязанского, было решено использовать радиосистему управления для
выключения двигателя по измерениям скорости и координат. Но
радиокоманда опоздала! Потом, конечно, разобрались, что виноваты
наземные пункты радиоуправления — РУПы. В Луну третья ступень
вместе с лунным контейнером и вымпелом не попала, промах составил
6000 км — примерно полтора поперечника Луны. Ракета вышла на
свою самостоятельную орбиту вокруг Солнца, стала спутником, превратившись в первую в мире искусственную планету Солнечной
системы.
Вместо ожидаемых разгромов или, по крайней мере, упреков на
нас обрушился поток приветствий и поздравлений. 5 января было
опубликовано специальное послание ЦК КПСС и Совета Министров
СССР, в котором говорилось: «Слава труженикам советской науки и
техники, пролагающим новые пути к раскрытию природы и
покорению ее сил на благо человечества!»

По результатам полёта станции "Луна-1" и с учетом появившейся возможности несколько увеличить полезную нагрузку ракетоносителя, в конструкцию самой станции были внесены небольшие изменения, модернизированы аппаратура станции и блока "Е". В частности, был установлен более чувствительный магнитометр. Кроме того, на станции размещалось уже два металлических шара с вымпелами: один диаметром 75 см, а другой - 12 см. После модернизации станция получила индекс Е-1А.

Говорят, лет через 100 станция "Луна-1" вернется к Земле. Будем ждать.

Кадр из фильма "Небо зовет" с портала You Tube.
Кадр из фильма "Небо зовет" с портала You Tube.

А как дела у наших американских друзей (или конкурентов)? Так же, как и у нас - определенный успех без достижения конечной цели. И если у нас первая цель - это попадание в Луну, то США поставили перед собой задачу пролететь мимо Луны и сфотографировать её обратную сторону. Для этого 3 марта 1959 года был запущен аппарат "Пионер-4", точная копия аппарата "Пионер-3". Он стал первым американским спутником, который достиг второй космической скорости.

Вернер фон Браун (слева) с аппаратом "Пионер-4". Фото из открытых источников.
Вернер фон Браун (слева) с аппаратом "Пионер-4". Фото из открытых источников.

Однако время работы второй ступени продлилось на одну секунду больше необходимого, и аппарат пролетел мимо Луны на расстоянии около 60 тыс. км. Такое расстояние было слишком велико для срабатывания фотосенсора, и не позволило произвести фотографирование лунной поверхности. Однако на борту аппарата располагался счетчик Гейгера-Мюллера, которым были уточнены данные о радиационном поясе Ван-Аллена. Наземные станции наблюдения потеряли связь с аппаратом, когда он находился на расстоянии 654800 км от Земли.

Советская пресса уделила некоторое внимание этому полету.

Газета "Известия" от 4 марта 1959 года.
Газета "Известия" от 4 марта 1959 года.

В Советском Союзе 18 июня 1959 года была запущена станция Е-1А №5, однако на этапе работы второй ступени произошел отказ инерциальной системы (гирогоризонта). По команде с Земли ракета была подорвана.

Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Пятая попытка попасть в Луну была предпринята жарким летом
1959 года. Пуск 18 июня закончился аварией на второй ступени. Но мы
еще не выдохлись — на заводах изготовили новые ракеты для Луны.

Речь в книге идет о двух новых станциях Е-1А №6 и Е-1А №7. Станция Е-1А №6 должна была быть запущена 6 сентября 1959 года, но из-за сброса автоматики при подготовке старта пуск был отменен. Вторая попытка запустить станцию состоялась 8 сентября, но из-за проблем с наддувом бака окислителя сжатым азотом на центральном блоке, не удалось уложиться в стартовое окно. Третий раз станция Е-1А №6 могла быть запущена 9 сентября 1959 года, но уже после зажигания команда "Главная" не прошла, и ракета была снята со стартового стола.

Третья ступень - блок "Е" со станцией "Е-1". Фото с сайта РКК "Энергия".
Третья ступень - блок "Е" со станцией "Е-1". Фото с сайта РКК "Энергия".

Наконец, 12 сентября 1959 года, уже другую станцию Е-1А №7 удалось вывести точно на траекторию полета к Луне. Когда эта информация подтвердилась, станция получила название "Луна-2".

Газета "Известия" от 13 сентября 1959 года.
Газета "Известия" от 13 сентября 1959 года.

После окончания работы двигателей 3-й ступени произошло разделение блока "Е" и приборного контейнера. 13 сентября с третьей ступени был испарен натрий, образовавший яркое оранжевое облако, по которому была уточнена траектория полёта станции и проводилось изучение распространения газов в вакууме. Это облако было замечено обсерваториями в Алма-Ате, Бюракане, Абастуме, Тбилиси и Сталинабаде. Его даже сфотографировали.

13 сентября 1959 года в 21:22:24 приборный контейнер упал на Луну в районе Болота Гниения, в западной части Моря Дождей, вблизи кратеров Архимед, Аристилл и Автолик. В честь этого события эта часть Моря Дождей получила международное наименование Залив Лунника.

Вскоре после этого на поверхность нашего спутника упала третья ступень - блок "Е". Впервые на Луну были доставлены символические вымпелы (два в приборном контейнере и один в блоке "Е" ракеты-носителя) с надписью "Союз Советских Социалистических Республик, сентябрь 1959 год" и пятиугольные вымпелы с гербом СССР.

Вымпелы, которые были размещены на станции "Луна-2". Фото из книги "РКК Энергия 1946-1996" т.1.
Вымпелы, которые были размещены на станции "Луна-2". Фото из книги "РКК Энергия 1946-1996" т.1.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Старт ракеты 12 сентября в 9 часов 39 минут 26 секунд прошел
без единого замечания. Ошибка относительно расчетного времени
составила всего одну секунду. Это был шестой пуск на попадание в
Луну.
Полет нашей шестой по счету лунной ракеты продолжался 38
часов 21 минуту 21 секунду.
Полет с полигона с традиционной посадкой в Уральске занял
более 12 часов. Королев, Келдыш, Руднев, Глушко, Рязанский днем 12
сентября, получив доклады, что предварительно траектория полета
очень близка к расчетной, вылетели в Москву. Им надо было успеть в
столицу до прилунения, чтобы доложить Хрущеву до его вылета в
США. Кроме того, Королев должен был лично проверить состояние
подарочного вымпела и футляра.
С вечера 13 сентября мы,оставшиеся на полигоне, засели в
комнате связи, чтобы не упустить сообщения о прекращении
радиосвязи с лунником. Это случилось в полночь, и тут уж было не до
сна.
День 14 сентября практически оказался нерабочим. Но об этом
никто не жалел и никто никого не упрекал за бурное поведение
прошедшей ночью.

Таким образом, задача попадания в Луну стоила Советскому Союзу шести запусков станций в сторону Луны. Еще один старт не состоялся из-за снятия со стартового стола неисправной ракеты. Полным успехом завершился лишь последний старт, в результате которого станция впервые в мире врезалась в Луну. Еще одна полностью готовая к полёту станция (Е-1А №6) осталась на Земле, так как после успешного полета станции "Луна-2" простое повторение программы было бы бессмысленным.

Успехи же американцев были гораздо скромнее. Лишь один из американских аппаратов пролетел мимо Луны, и то на очень большом расстоянии. Окончательно добил американцев успешный полет советской АМС "Луна-3" (Е-2А №1), которая, облетев Луну, сфотографировала её обратную, невидимую с Земли сторону.

Один из первых кадров обратной стороны Луны. Фото из открытых источников.
Один из первых кадров обратной стороны Луны. Фото из открытых источников.

Американцы постарались ответить на это запуском 26 ноября 1959 года зонда "Пионер П-3", который должен был выйти на орбиту Луны, но (ох уж, это "но" - как часто оно встречается в этой и предыдущей статье) на 45-й секунде после старта раскололся пластиковый головной обтекатель. Спутник и третья ступень ракеты-носителя подверглись огромным аэродинамическим нагрузкам. На 104-й секунде полёта пропала связь с аппаратом и третьей ступенью.

Тем и закончился 1959 год. А "лунную гонку 1958-1959 годов" все-таки выиграл Советский Союз. В дальнейшем в СССР сосредоточили усилия на осуществлении мягкой посадки на Луну (которая была осуществлена 31 января 1966 года - тоже впервые в мире). А США с 1961 года стали готовить полет на Луну человека. Что интересно: американские аппараты "Рейнджер", предназначенные для получения снимков Луны с близкого расстояния, тоже падали на Луну (как АМС "Луна-2"), успев передать на Землю фотографии её поверхности. Все эти события потребовали от обеих стран больших усилий и большого количества запусков (из которых многие были неудачными). Но что делать. Таковы трудные дороги космоса.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.





Наука
7 млн интересуются