Продолжение рассказа о первой лунной гонке, о которой мало кто знает. Начало можно прочитать здесь.
Рискну предположить, что новый, 1959 год, сотрудники ОКБ-1 Сергея Павловича Королева встречали на рабочих местах, а некоторые - на космодроме Байконур. Все дело в том, что 2 января 1959 года в СССР была запущена очередная лунная станция Е-1 №4. Станция вышла на траекторию полета к Луне, и поэтому получила наименование "Луна-1".
3 января в 03:59 по московскому времени на расстоянии 113 тыс.км. от Земли, с третьей ступени был испарен 1 кг натрия, который образовал облако размером в сотню километров, так называемую "натриевую комету", которая наблюдалась многими обсерваториями.
Однако в Луну станция не попала. 4 января в 6 ч. по московскому времени блок "Е" и станция Е-1 №4 (название "Луна-1" относилось к обоим объектам) прошла на расстоянии около 5 995 км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту с перигелием 146,4 млн км и афелием 197,2 млн км. В ходе полета станции были получены данные об интенсивности и составе космических лучей, метеорных частицах, корпускулярном излучении Солнца. Было также установлено, что Луна не имеет сильного магнитного поля. Радиосвязь со станцией поддерживалась в течение 62 ч., до 5 января, до тех пор пока полностью не разрядились бортовые аккумуляторы. Последние сигналы со станции были приняты с расстояния 597 тыс. км.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Четвертую неудачу 2 января 1959 года мы с помощью могучего
аппарата нашей пропаганды превратили в очередную блестящую
победу советской науки и техники.
Надежность попадания в Луну, кроме прочего, зависела от
точности, с которой время выключения двигателей второй ступени и,
соответственно, запуск третьей ступени будут соответствовать
расчетным. Возможные ошибки автономной системы выключения
двигателей второй ступени — от интегратора продольных ускорений
— превышали допустимые. Поэтому с самого начала, к удовольствию
Рязанского, было решено использовать радиосистему управления для
выключения двигателя по измерениям скорости и координат. Но
радиокоманда опоздала! Потом, конечно, разобрались, что виноваты
наземные пункты радиоуправления — РУПы. В Луну третья ступень
вместе с лунным контейнером и вымпелом не попала, промах составил
6000 км — примерно полтора поперечника Луны. Ракета вышла на
свою самостоятельную орбиту вокруг Солнца, стала спутником, превратившись в первую в мире искусственную планету Солнечной
системы.
Вместо ожидаемых разгромов или, по крайней мере, упреков на
нас обрушился поток приветствий и поздравлений. 5 января было
опубликовано специальное послание ЦК КПСС и Совета Министров
СССР, в котором говорилось: «Слава труженикам советской науки и
техники, пролагающим новые пути к раскрытию природы и
покорению ее сил на благо человечества!»
По результатам полёта станции "Луна-1" и с учетом появившейся возможности несколько увеличить полезную нагрузку ракетоносителя, в конструкцию самой станции были внесены небольшие изменения, модернизированы аппаратура станции и блока "Е". В частности, был установлен более чувствительный магнитометр. Кроме того, на станции размещалось уже два металлических шара с вымпелами: один диаметром 75 см, а другой - 12 см. После модернизации станция получила индекс Е-1А.
Говорят, лет через 100 станция "Луна-1" вернется к Земле. Будем ждать.
А как дела у наших американских друзей (или конкурентов)? Так же, как и у нас - определенный успех без достижения конечной цели. И если у нас первая цель - это попадание в Луну, то США поставили перед собой задачу пролететь мимо Луны и сфотографировать её обратную сторону. Для этого 3 марта 1959 года был запущен аппарат "Пионер-4", точная копия аппарата "Пионер-3". Он стал первым американским спутником, который достиг второй космической скорости.
Однако время работы второй ступени продлилось на одну секунду больше необходимого, и аппарат пролетел мимо Луны на расстоянии около 60 тыс. км. Такое расстояние было слишком велико для срабатывания фотосенсора, и не позволило произвести фотографирование лунной поверхности. Однако на борту аппарата располагался счетчик Гейгера-Мюллера, которым были уточнены данные о радиационном поясе Ван-Аллена. Наземные станции наблюдения потеряли связь с аппаратом, когда он находился на расстоянии 654800 км от Земли.
Советская пресса уделила некоторое внимание этому полету.
В Советском Союзе 18 июня 1959 года была запущена станция Е-1А №5, однако на этапе работы второй ступени произошел отказ инерциальной системы (гирогоризонта). По команде с Земли ракета была подорвана.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Пятая попытка попасть в Луну была предпринята жарким летом
1959 года. Пуск 18 июня закончился аварией на второй ступени. Но мы
еще не выдохлись — на заводах изготовили новые ракеты для Луны.
Речь в книге идет о двух новых станциях Е-1А №6 и Е-1А №7. Станция Е-1А №6 должна была быть запущена 6 сентября 1959 года, но из-за сброса автоматики при подготовке старта пуск был отменен. Вторая попытка запустить станцию состоялась 8 сентября, но из-за проблем с наддувом бака окислителя сжатым азотом на центральном блоке, не удалось уложиться в стартовое окно. Третий раз станция Е-1А №6 могла быть запущена 9 сентября 1959 года, но уже после зажигания команда "Главная" не прошла, и ракета была снята со стартового стола.
Наконец, 12 сентября 1959 года, уже другую станцию Е-1А №7 удалось вывести точно на траекторию полета к Луне. Когда эта информация подтвердилась, станция получила название "Луна-2".
После окончания работы двигателей 3-й ступени произошло разделение блока "Е" и приборного контейнера. 13 сентября с третьей ступени был испарен натрий, образовавший яркое оранжевое облако, по которому была уточнена траектория полёта станции и проводилось изучение распространения газов в вакууме. Это облако было замечено обсерваториями в Алма-Ате, Бюракане, Абастуме, Тбилиси и Сталинабаде. Его даже сфотографировали.
13 сентября 1959 года в 21:22:24 приборный контейнер упал на Луну в районе Болота Гниения, в западной части Моря Дождей, вблизи кратеров Архимед, Аристилл и Автолик. В честь этого события эта часть Моря Дождей получила международное наименование Залив Лунника.
Вскоре после этого на поверхность нашего спутника упала третья ступень - блок "Е". Впервые на Луну были доставлены символические вымпелы (два в приборном контейнере и один в блоке "Е" ракеты-носителя) с надписью "Союз Советских Социалистических Республик, сентябрь 1959 год" и пятиугольные вымпелы с гербом СССР.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Старт ракеты 12 сентября в 9 часов 39 минут 26 секунд прошел
без единого замечания. Ошибка относительно расчетного времени
составила всего одну секунду. Это был шестой пуск на попадание в
Луну.
Полет нашей шестой по счету лунной ракеты продолжался 38
часов 21 минуту 21 секунду.
Полет с полигона с традиционной посадкой в Уральске занял
более 12 часов. Королев, Келдыш, Руднев, Глушко, Рязанский днем 12
сентября, получив доклады, что предварительно траектория полета
очень близка к расчетной, вылетели в Москву. Им надо было успеть в
столицу до прилунения, чтобы доложить Хрущеву до его вылета в
США. Кроме того, Королев должен был лично проверить состояние
подарочного вымпела и футляра.
С вечера 13 сентября мы,оставшиеся на полигоне, засели в
комнате связи, чтобы не упустить сообщения о прекращении
радиосвязи с лунником. Это случилось в полночь, и тут уж было не до
сна.
День 14 сентября практически оказался нерабочим. Но об этом
никто не жалел и никто никого не упрекал за бурное поведение
прошедшей ночью.
Таким образом, задача попадания в Луну стоила Советскому Союзу шести запусков станций в сторону Луны. Еще один старт не состоялся из-за снятия со стартового стола неисправной ракеты. Полным успехом завершился лишь последний старт, в результате которого станция впервые в мире врезалась в Луну. Еще одна полностью готовая к полёту станция (Е-1А №6) осталась на Земле, так как после успешного полета станции "Луна-2" простое повторение программы было бы бессмысленным.
Успехи же американцев были гораздо скромнее. Лишь один из американских аппаратов пролетел мимо Луны, и то на очень большом расстоянии. Окончательно добил американцев успешный полет советской АМС "Луна-3" (Е-2А №1), которая, облетев Луну, сфотографировала её обратную, невидимую с Земли сторону.
Американцы постарались ответить на это запуском 26 ноября 1959 года зонда "Пионер П-3", который должен был выйти на орбиту Луны, но (ох уж, это "но" - как часто оно встречается в этой и предыдущей статье) на 45-й секунде после старта раскололся пластиковый головной обтекатель. Спутник и третья ступень ракеты-носителя подверглись огромным аэродинамическим нагрузкам. На 104-й секунде полёта пропала связь с аппаратом и третьей ступенью.
Тем и закончился 1959 год. А "лунную гонку 1958-1959 годов" все-таки выиграл Советский Союз. В дальнейшем в СССР сосредоточили усилия на осуществлении мягкой посадки на Луну (которая была осуществлена 31 января 1966 года - тоже впервые в мире). А США с 1961 года стали готовить полет на Луну человека. Что интересно: американские аппараты "Рейнджер", предназначенные для получения снимков Луны с близкого расстояния, тоже падали на Луну (как АМС "Луна-2"), успев передать на Землю фотографии её поверхности. Все эти события потребовали от обеих стран больших усилий и большого количества запусков (из которых многие были неудачными). Но что делать. Таковы трудные дороги космоса.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.