За июль режим репрессировал не менее 52 человек, из них 24 человека получили «домашнюю химию» — наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. В нынешних реалиях «домашнюю химию» принято считать мягким наказанием. Что такое «домашняя химия» и действительно ли такое наказание «мягче»? Разбираемся в материале.
Все новости читайте на сайте Мalanka.media
Начиная с 2020 года, по политически мотивированным делам осуждено не менее 900 человек. Только за июль нынешнего года суммарно суды вынесли беларусам 58 лет и 6 месяцев «домашней химии». Этот вид наказания является вторым по числу приговоров по политически мотивированным делам.
На днях 2,5 года «домашней химии» получила певица Патриция Свитина, на прошлой неделе к 3 годам «домашней химии» приговорили музыканта Никиту Найденова. За участие в протестах «домашнюю химию» присудили супружеской паре из Жлобина: мужу дали два года, жене — полтора.
Что такое «домашняя химия»?
Домашняя химия считается одним из мягких наказаний, ведь фактически осужденный остается на свободе, но с ограничениями. Осужденный к такому наказанию живет дома и продолжает работать на своей работе. Но ограничений достаточно.
При этом четверть его зарплаты ежемесячно вычитают, а сам человек почти все время обязан находиться дома. Человеку на «домашней химии» нельзя употреблять спиртное, запрещено выходить из дома в выходные и праздники, а также нельзя ходить в гости и на развлекательные мероприятия.
Он должен стать на учет в уголовно-исполнительной инспекции, с проверкой к нему могут прийти в любое время на работу или домой (проверить могут даже ночью).
В случае нарушения правил осужденным назначают взыскание. После вынесения трех взысканий — дают предупреждение, а после, через суд, наказание могут заменить на более строгое, вплоть до лишения свободы.
Чем «домашняя химия» отличается от «химии»?
Называемое в народе определение «домашняя химия» пошло от обычной «химии» — это вид наказания в советское время, когда осужденных отправляли на стройки разных предприятий, в том числе связанных с химической промышленность.
Условия отбывания «химии» почти ничем не отличаются от тюрьмы или колонии: осужденные живут в определенных местах и платят за проживание, вынуждены работать на низкоквалифицированной работе и должны сами себе готовить. Однако свободы чуть больше, например, на «химии» можно пользоваться телефоном и интернетом.
Если человека отправляют на «химию» в город, где он живет — он может продолжать работу на своем месте, а некоторым и вовсе разрешают жить с семьей. Как правило, «политических» отправляют подальше, чтобы они не могли часто видеться с семьей и работали там, куда их отправят.
Проверки, провокации и слежка. Как отбывают домашнюю химию?
Правозащитники ПЦ «Вясна» констатируют, что условия отбывания домашней химии для политических заключенных ужесточают. Инспектора целенаправленно сокращают количество свободного времени политзаключенных, например, могут изменить время, в которое осужденный должен находиться дома (с 22 часов на 19 часов) — в таком случае человек вынужден бежать после работы, чтобы вовремя прийти домой.
К политзаключенным все чаще приходят с проверками, и не только инспектора, например, среди ночи с проверкой могут приехать «омоновцы» в полной амуниции. Количество таких проверок не предугадать — могут проверить один раз, а могут и пять.
Помимо частых проверок, силовики устраивают провокации. Правозащитникам известны случаи, когда проверяющие стучатся в дверь и сразу же уходят, отмечая, что заключенного якобы не было дома. В таких случаях человек вынужден быть все время начеку и успеть мгновенно отреагировать на визит проверяющих.
На телефоны «домашних химиков» устанавливают специальный телеграм-бот «Магнит», собирающий персональные данные и подписки владельца телефона, сообщают правозащитники. После установки бота политзаключенных нередко оскорбляют и провоцируют, фиксируют надуманные нарушения, за которые им после присуждают административный арест.
«Нужно понимать, что «домашняя химия» — это никакое не более мягкое или легкое наказание, как пытаются показать суды и силовые ведомства. Людей судят за реализацию своих гражданско-политических прав и назначают им реальное наказание, которого не должно быть вообще. Это наказание невиновных людей, вынужденных проходить тяжелые испытания с постоянным давлением, ночными проверками, изоляцией, запретами на выезд и встречи с родными», – комментирует правозащитница «Вясны» Диана Пинчук.