Найти тему
Кое-кто

Общее и частное

Говоря об этой противоположности, необходимо обратить внимание на два разных случаях применения общего и частного.

В одном случае мы будем рассматривать общее и частное в контексте одного объекта. Когда речь идет об объекте целиком, будем говорить об общем, когда о части объекта — о частном.

В другом случае будем говорить об общих свойствах в несвязанных объектах. Например, коробка для обуви и холодильник имеют общее свойство — форму прямоугольного параллелепипеда, но при этом не имеют явных связей.

Говоря о противоположностях в главе Х, мы конечно подразумевали конкретный объект, однако некоторые примеры будут относиться и ко второму случаю. При этом каждый раз следует понимать, идет ли речь об одном объекте или об общем свойстве разных объектов.

  • Объект: человек
    В организме человека можно выделить много общих и частных свойств. Например, вес —
    общая характеристика, вклад в которую вносят все внутренние части, а объем мозга или цвет глаз — частные.
  • Объект: армия
    План действия всей армии как единого целого называется стратегией. Действия отдельных частей: батальонов, рот, взводов — тактикой.
  • Объект: государство
    В государстве средняя зарплата по стране является
    общей статистической характеристикой, а зарплата конкретного человека — частной.

Изучая некоторый объект можно получать как информацию о его общем устройстве, так и о какой-то части.

  • Объект: автомобиль
    Рядовой автолюбитель имеет общие представления о работе двигателя, системе зажигания, топливной системе, но вряд ли способен подробно рассказать о принципе работы датчика Холла. Однако, такие частные знания необходимы работнику автосервиса.

Также в качестве объекта можно рассмотреть некоторую область связанных знаний:

  • Объект: медицина
    Любой студент медицинского вуза обязан получить общие знания по биохимии, фармакологии, анатомии. После этого, он может углубиться в какую-либо специальную область — стать инфекционистом, хирургом, стоматологом и.т.д.

Вопрос получения бесполезной информации часто беспокоит учеников школ и ВУЗов. К сожалению, в условиях большой массы учащихся нет возможности дифференцировать потребности каждого, поэтому задача хорошего образования — дать некоторый объем общих знаний, которые, в случае необходимости, можно дополнить необходимой частной информацией.

Изучение объектов общего свойства может быть построено как на движении от частного к общему, так и от общего к частному. Подход "от частного к общему" помогает, когда общее правило трудно для понимания:

  • Тензоры
    Чтобы подвести студентов к понятию тензора, сначала показываются частные случаи: векторы, билинейные формы, линейные операторы. Затем эти объекты обобщаются в тензоры различных рангов.

Такая иллюстрация частными примерами помогает плавно подвести к общему понятию. В более простых случаях можно сначала ввести общее понятие, а затем перейти к частным примерам.

Процесс получения общей информации из частной называется индукцией. Напротив, когда из общих положений делаются частные выводы, речь идет о дедукции, любимом методе Шерлока Холмса.

Отсутствие общей информации может вызывать дискомфорт. Например, рядовой исполнитель видит только ту часть работы, которая затрагивает зону его ответственности, но не понимает, как работает вся система целиком. Это может затруднить понимание некоторых частных задач. Напротив, директор понимает как работает вся система, но может не знать детальное устройство каждой части.

Знание общего объема информации может вызывать тревогу. Например, большой размер книги может вызывать тревогу у читателя. Если же разбить ее на несколько небольших томов, то информация об общем объеме перестанет беспокоить. Похожий способ разделения целого на части применяется при оценке задач. Чтобы оценить время выполнения большой задачи, ее разбивают на несколько мелких подзадач, которые легче оценить. Такой переход от общего к частному называется декомпозицией.

Декомпозиция — операция мышления, состоящая в разделении целого на части.
— Википедия

Конфликт общего и частного

Интересы объекта зачастую расходятся с интересами его частей. В этом конфликте интересы всего объекта реализуются с помощью управляющих элементов. В этих случаях частное — общее пересекается с противоположностью свобода — несвобода: соблюдение интересов всего объекта осуществляется с помощью ограничения свободы внутренних частей.

  • Общее: организм. Частное: клетка
    Управляющие элементы иммунной системы подавляют рост опухолевых клеток. Если этот процесс нарушен, клетки начинают бесконтрольно размножаться, порождая опухоль, и создавая угрозу для всего организма.

Наиболее известным конфликтом между общим и частным, пожалуй, является конфликт государства и человека.

  • Общее: государство. Частное: человек
    Обязательный призыв в армию — требование общего объекта от своих частей, которое реализуется с помощью управляющих элементов — военных комиссариатов.

Отношения государства и гражданина изучаются философами и политологами с момента появления первых объектов-социумов. Эта область включает в себя множество вопросов о правах и свободах граждан, устройстве управляющих элементов и многом другом.

Наука
7 млн интересуются