Армейская служба в ГСВГ (группа советских войск в Германии). Лето. Наши «деды» осеннего призыва потихонечку начинают готовиться к дембелю, закупаться в немецких магазинах. Договаривались с одним из взводных офицеров и небольшой группой из двух-трёх человек (не считая офицера) выходили в город. На втором году службы меня нередко брали с собой из-за знания немецкого языка. Я хоть и не шпрехал бегло и свободно, но вполне объяснялся с немцами – они понимали меня, я понимал их. Кроме меня ещё один парнишка с моего призыва говорил по-немецки. Вот мы вдвоём и чередовались в походах по магазинам. Как ни странно, ни один из наших офицеров по-немецки не говорил и это нам было только на руку. Максимум что могли сказать, это «хэнде хох» и «фюрер капут». Утрирую, конечно, но истина где-то рядом.
Итак, очередной выход в город. После завтрака идём вдвоём – «дед» (тот самый, с которым я был на «точке», когда с поста сбежал часовой с автоматом и боекомплектом) и я, пока ещё «черпак» (третье полугодие); старшим у нас пошёл старшина в звании старшего прапорщика (немного каламбур получился).
Наша воинская часть располагалась на возвышенности, город раскинулся в долине между холмов. Спустились вниз, идём по центральной улице в сторону центра. Солнышко светит и день обещает быть чудесным. «Дед» перечисляет, что надо и то надо купить, и это хотелось бы, а ещё вон то как у того не мешало бы и т.д. и т.п. в том же духе. Прапорщик смеётся:
– У тебя марок не хватит на всё, что ты наговорил. Выбирай с чего начнём, а там уж как получится.
На календаре 1982-й год, в те времена джинсы были в моде. Решено было с них и начать поход по магазинам.
Заходим в первый попавшийся небольшой магазинчик одежды. Спрашиваю у немца-продавца:
– Haben Sie Jeans zum Verkauf? (У вас есть в продаже джинсы?)
Немец радостно кивает:
– Ja, ja, bitte! (Да-да, пожалуйста!)
И проводит нас к стойке с джинсовыми штанами. Посмотрели, в руках повертели, физиономии сквасили – фасон так себе, рост вообще не тот. В общем, ничего не выбрали. С сожалением разводим руками перед немцем:
– Entschuldigen Sie bitte, wir gehen in anderen Laden. (Извините, пожалуйста, мы пойдём в другой магазин.)
Кстати, в разговорной речи артикли мы не употребляли. Так же говорили и немцы – без артиклей der, die, das и т.д.
Другой магазинчик на нашем пути вообще оказался закрыт, что показалось нам весьма странным. Ну, ладно, закрыт так закрыт, может, с тараканами воюют. Мы пошли дальше к центру города.
Идём, разговариваем. И тут замечаем далеко впереди странное явление – нам навстречу не спеша идёт приметный статный человек в чёрном плаще и высоком цилиндре, приветливо здоровается с прохожими. Прохожие останавливаются, кивают головой и идут дальше.
Подходим ближе и мы с изумлением воскликнули:
– Трубочист!
Он словно явился из фольклора Северной Европы, о нём мы наслышаны лишь из сказок. А тут трубочист собственной персоной! Настоящий! С бухтой тонкого тросика на плече и круглой щёткой на конце у него за спиной.
Трубочист остановился, улыбнулся, свободной рукой приподнял над головой цилиндр, слегка поклонился. Вспомнилось поверье, что на удачу к трубочисту надо прикоснуться. Что мы и сделали – прикоснулись к рукаву чёрного одеяния. Трубочист не возражал и продолжал добродушно улыбаться. Радости у нас были полные... В общем, порадовал нас необычный персонаж.
Ни слова не говоря, трубочист неспешно продолжил свой путь по тротуару, жестом здороваясь с горожанами. А мы пошли своей дорогой за покупками. И что удивительно, куда бы мы ни заходили, после встречи с трубочистом мы непременно покупали нужные товары. Уже не было разочарования фасоном пошива и размер находился по росту, ремень широкий с лакированной картинкой группы Smokie на бляхе...
К обеду мы уже были в казарме. Не всё «дед» купил из того, чего напланировал. Действительно, марок не хватило. Но во всяком случае, затоварился он в тот день весьма не плохо.
Надо отметить, что попавшийся нам трубочист не был перепачкан в саже, лицо и руки были чистые. Как оказалось, в свободное время трубочисты выходят в город, чтобы встречным прохожим приносить удачу. Видимо, поэтому из всего набора инструментов у него была только щётка. А профессия трубочиста существует до сих пор.